Митрополит Алексий совершил вечернее богослужение с чином прощения в Свято-Симеоновском кафедральном соборе

6 марта 2022 года, в канун Великого поста, митрополит Челябинский и Миасский Алексий совершил вечернее богослужение с чином прощения в Свято-Симеоновском кафедральном соборе. Ему сослужило духовенство главного храма Челябинской епархии во главе с ключарем собора протоиереем Владимиром Маничевым.

Вечером в Прощеное воскресенье в православных храмах совершается вседневная вечерня с чином прощения. Однако обстановка уже по сути великопостная: черные или фиолетовые аналои; в середине богослужения священники облачаются в темные одеяния. С этой вечерни, собственно, и начинается Святая Четыредесятница. Совершается вход с кадилом и пение великого прокимна: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю (Пс. 68). Этот великий прокимен, кроме сыропустного воскресенья, поется также во 2-ю и 4-ю Недели (воскресные дни) Великого поста.

 

История чина прощения восходит к первым векам христианского монашества. Обычай испрашивать друг у друга прощения перед Святой Четыредесятницей появился у монахов египетский монастырей, которые накануне поста, перед тем, как разойтись по пустыне и там подвизаться в уединении, прощались друг с другом и просили прощения, так как пребывание в пустыне было сопряжено со многими опасностями, и кто-то мог не вернуться по причине внезапной смерти (или от диких зверей, или от лихих людей, или другого внезапного происшествия). Поэтому и просили монахи друг у друга прощения, как перед смертью, допуская, что уже никогда более не увидятся. К празднованию Входа Господня в Иерусалим монахи возвращались из пустыни, оставляя в тайне то, как они там подвизались. Постепенно эта традиция закрепилась и в богослужебной практике Церкви.

 

Сегодня главная задача чина прощения: способствовать тому, чтобы православные люди вошли в Великий пост с чистою совестью, очистив душу от бывших прежде обид, испросив прощения у всех, кого могли чем-то огорчить. В Прощеное воскресение, последнее перед Великим постом, принято испрашивать друг у друга прощение, примиряться со всеми родными, знакомыми, сослуживцами.

 

 

В напутственном слове на начало Великого поста владыка Алексий напомнил, что Святая Церковь на протяжении нескольких подготовительных недель готовила своих чад к прохождению поприща Великого поста. «Мы слышали евангельское повествование о начальнике мытарей Закхее, человеке жестокосердном, но который ради того, чтобы увидеть Христа, не постыдился влезть на дерево. После встречи со Христом он изменился: половину имения обещает раздать нищим и если кого обидел, воздаст вчетверо. Для нас это напоминание о том, что встреча со Христом должна полностью изменить нашу жизнь, оставить беззаконие и грех, увидеть в ближних братьев и сестер. На следующей неделе мы слышали повествование о мытаре и фарисее. Фарисей, стоя в храме, превозносится над окружающими и стоящим рядом мытарем, благодаря Бога, что он не таков, как все. Мытарь же только повторял: Боже, милостив буди мне грешному. Это напоминание нам о том, что и пост, и вся наша жизнь должны проходить со смирением. Мы не должны никого осуждать и превозноситься своими добродетелями. Святые отцы говорят о такой закономерности: если человек начинает в чем-то осуждать другого, то он, как правило, сам впадает в этот же грех. В следующее воскресенье Евангелие повествовало нам о блудном сыне. Это — Евангелие надежды. В какие бы грехи мы не впадали, Господь готов принять наше покаяние. Мы не должны отчаиваться. Потом нам было напоминание о Страшном суде. Этот суд совершится в конце времен, и его никому не избежать. Это напоминание о том, что мы должны проводить нашу земную жизнь, всегда помня, что придется дать ответ за каждое наше дело, слово, помышление. Пост — время благоприятное для получения оправдания на Страшном суде, которое невозможно без совершения добрых дел. Мы должны помогать всем, не взирая на лица, на нашу приязнь или неприязнь к тому или иному человеку. В Прощеное воскресенье мы вспоминаем Адамово изгнание из рая. Ненависть и злоба пришли в мир через нашего праотца Адама, в результате грехопадения которого исказилась человеческая природа. Адам нарушил заповедь о послушании Богу и о посте. Свою злую волю предпочел любви Божией. Но Господь, по милосердию Своему, послал в этот мир Христа-Спасителя, Который принял на себя человеческую природу (кроме греха). На Кресте, как поется в церковном песнопении, Господь пригвождает Адамов грех. Своей кровью Он искупает род человеческий. Но для получения спасения, мы должны потрудиться, понести в этой жизни подвиг и поприще поста — его часть. Мы должны ограничить себя в пище, в чувственных удовольствиях. Мы должны обратить свой взор к небу и увидеть истинное состояние своей души. Мы можем изменить себя через покаяние. Покаяние — это ключ, открывающий нам двери рая. Это живая вода, которая омывает нас от греха. Это духовная пища, вкушая которую, мы становимся причастниками вечной жизни».

 

При этом владыка Алексий напомнил, что для принесения истинного покаяния есть важное условие. Оно нами постоянно повторяется в молитве Господней — «Отче наш». Мы просим Бога оставить нам наши долги, как и мы оставляем долги должникам нашим. Мы можем быть прощены, если сами простим наших обидчиков, наших должников. Без этого наше прошение, наше покаяние может остаться бесплодным.

«Поэтому накануне Святой Четыредесятницы у Церкви есть благочестивый обычай — испрашивать прощения у наших ближних, — сказал владыка Алексий. — В этот день хотелось бы, чтобы все мы от чистого сердца попросили друг у друга прощения».

 

Во время чина прощения митрополит Алексий с земным поклоном испросил прощения у сослужившего духовенства Свято-Симеоновского кафедрального собора и прихожан. Клир и прихожане также попросили прощения у владыки. После этого клирики храма и прихожане подходили к владыке, прося прощения и благословения на пост. Прихожане также просили друг у друга прощения.

 

Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора

 

 

 

(30)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *