В Субботу Акафиста протоиерей Владимир Маничев совершил Литургию в Свято-Симеоновском соборе

 

20 апреля 2024 года, в праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (в Субботу Акафиста), ключарь Свято-Симеоновского кафедрального протоиерей Владимир Маничев совершил Божественную литургию Иоанна Златоустого в главном храме Челябинской епархии. Ему сослужили клирики собора: иеромонах Даниил (Колесников) и иерей Валерий Кузьмин.

 

 

В субботу на 5-й неделе Великого поста Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста – благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Фактически Акафист читается в пятницу вечером, на утрени Субботы Акафиста.

 

За Литургией в субботу были прочитаны два отрывка из Евангелия.

В первом отрывке из Евангелия от Марка (Мк. 8:27-31) говорится о том, как на вопрос Иисуса Христа, за кого почитают Его люди, Петр отвечает: «Ты Христос». Иисус запрещает ученикам до времени разглашать это, говорит им о Своих грядущих Страдании и Воскресении.

Также был прочитан отрывок из Евангелия от Луки (Лк.10:38-42; 11:27-28), в котором говорится о приходе Иисуса Христа в дом Марфы и сестры её Марии; Марфа хлопотала об угощении, а Мария сидела у ног Иисуса и слушала Его слова. На упрек Марфы, что сестра не помогает ей в приготовлении угощений, Господь сказал, что Марфа печется и суетится о многом, а Мария избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

 

В проповеди перед причащением верующих клирик Свято-Симеоновского кафедрального собора иерей Валерий Кузьмин сказал о важности празднования Похвалы Пресвятой Богородицы, которая спасает нас и поддерживает, слышит наши мольбы и чаяния. В то же время клирик отметил, что человек, который ведет себя неблагочестиво, нецензурно выражается, тем самым наносит оскорбление Богу и Его Пречистой Матери.

 

«Сквернословие унижает человека; мнение, что матерные слова – это исконно русские слова, ошибочно; корни этих слов уходят в язычество, они имели отношения к языческим богам, у которых просили плодородия, деторождения, – пояснил отец Валерий. – Употребление этих слов сейчас не имеет никакого оправдания. Когда мы нецензурно выражаемся, Пресвятая Богородица закрывает Свои уши и не слышит уже больше тех людей, которые только что ругались, а теперь обращаются к Ней».

 

Священник подчеркнул, что в наше время сквернословят не только мужчины и женщины, но и дети.

 

«Выражаясь нецензурно, дети хотят подражать взрослым, своим родителям, хотят почувствовать себя за счет этого более взрослыми, получить одобрение у них и у сверстников. И некоторых родителей это доже умиляет, они записывают это на видео и выкладывают в интернете, чтобы все полюбовались, как матерится их ребенок. Гораздо достойнее было бы порадоваться тому, что ребенок читает молитвы. Телевидение и эстрада только поощряют нецензурно ругающихся, и не дают строгой оценки этому явлению. В результате человек доходит до того, что не может связать двух слов без матерщины», — сказал отец Валерий.

 

Клирик собора отметил, что по милости Своей, Господь дает нам возможность осмыслить свои ошибки и измениться. Отказаться от сквернословия в быту нелегко: порой не один год человек тратит на то, чтобы перестать материться. Даже когда человек перестает поизносить нецензурные слова, в уме и в душе эти слова еще долго продолжают звучать и осквернять человека изнутри.

 

«Нецензурно ругаясь, человек призывает к себе бесов этими словами, — отметил отец Валерий. – Это может происходить даже тогда, когда человек рассказывает смешной, на его взгляд, анекдот. Призванные бесы входят в его душу, отдаляют человека от Бога».

 

Важно показать пример чистой жизни и чистой молитвы, в которых нет места сквернословию. Если в душе Бог, там нет места ничему бесовскому. Отец Валерий призвал всех в эти последние недели Великого поста исповедать грехи и соединиться с Богом в таинстве Святого Причащения.

 

По окончании Литургии духовенством собора и прихожанами была пропета молитва Пресвятой Богородице.

 

 

Праздник Похвалы Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста) был установлен в IX веке за неоднократное избавление Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. Нашествия эти происходили в VII-VIII веках: авары в 626 году, персы в 677 году, арабы в 717 году.

При императоре Ираклии (царствовал с 610 по 641 год), когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону пресвятой Богородицы по городским стенам, умолял Господа о защите от персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, народ искал защиты в храмах Божиих, день и ночь умоляя Усердную Заступницу спасти город, повествует Синаксарь.

В ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на город, внезапно восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда нападавших. Остальные враги со стыдом бежали.

Во всю эту ночь благодарный греческий народ, пребывавший во Влахернском храме, возглашал Защитнице града победную и неседальную песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице!» В воспоминание этого великого чуда, Православная Церковь постановила праздновать Похвалу Пресвятой Богородицы.

Праздник акафиста первоначально совершался в Константинополе во Влахернском храме, где хранилась чудотворная икона Божией Матери, написанная апостолом Лукой, и священные предметы Её земной жизни – риза и пояс. Позднее праздник был внесен в уставы монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги. С IX века он сделался общим для всей Восточной Церкви.

 

Основой Акафиста Пресвятой Богородице был кондак Благовещению, который состоял из 24 икосов; считается, что патриарх Сергий Константинопольский добавил в каждый икос через один по 12 херетизмов в каждый (херетизмы – воззвания «Радуйся…» (греч. «хэре»), являющиеся отличительной чертой Акафиста). Сам же кондак появился столетием раньше и был, возможно, составлен преподобным Романом Сладкопевцем. После же добавления «херетизмов» кондак Благовещению превратился в песнопение нового жанра – Акафист (само слово «акафист» означает «неседальный», то есть молебное пение, совершаемое стоя).

Впоследствии в VIII веке во время очередного спасения Константинополя (возможно, после осады арабами) появился кондак «Взбранной Воеводе…», который изначально был независимым песнопением, однако потом вошел в состав Акафиста. Таким образом, уже в VIII веке Акафист приобрел свой современный вид и стал образцом для других творений этого жанра.

Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора

 

 

 

(18)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *