Митрополит Алексий дал напутствия христианам перед началом Великого поста

 

17 марта, в канун Великого поста, митрополит Челябинский и Миасский Алексий совершил вечернее богослужение с Чином прощения в Свято-Симеоновском кафедральном соборе. Ему сослужило духовенство главного храма Челябинской епархии во главе с ключарем протоиереем Владимиром Маничевым.

 

 

Вечером в Прощеное воскресенье в храмах совершается вседневная вечерня с чином прощения. Обстановка уже великопостная: в середине богослужения священники облачаются в темные одеяния. С этой вечерни, собственно, и начинается Святая Четыредесятница. Совершается вход с кадилом и пение великого прокимна: «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю» (Пс. 68). Прокимен во время богослужения пропел протодиакон Владимир Коростин, а также Архиерейский мужской хор Челябинской митрополии. Этот великий прокимен, кроме сыропустного воскресенья, поется также во 2-ю и 4-ю Недели (воскресные дни) Великого поста.

 

История чина прощения восходит к первым векам христианского монашества. Обычай испрашивать друг у друга прощения перед Святой Четыредесятницей появился у монахов египетских монастырей, которые накануне поста, перед тем, как разойтись по пустыне и там подвизаться в уединении, прощались друг с другом и просили прощения, так как пребывание в пустыне было сопряжено со многими опасностями, и кто-то мог не вернуться по причине внезапной смерти (или от диких зверей, или от лихих людей, или другого какого внезапного происшествия). К празднованию Входа Господня в Иерусалим монахи возвращались из пустыни, оставляя в тайне то, как они там подвизались. Постепенно эта традиция закрепилась и в богослужении Церкви.

 

В проповеди митрополит Алексий дал напутствия христианам перед началом Великого поста.

«Этот пост подготавливает нас к празднику Светлого Христова Воскресения и является весной для нашей души, — сказал владыка Алексий. – Душа наша часто засыпает под снежным покровом грехов, умирает под тяжестью проступков и преступлением заповедей Божиих. Чтобы разбудить душу, надо приложить усилия. Господь прямо нам указывает, что мы должны делать. Поститься, как сказано в Евангелии, «умыв лицо свое и помазав главу свою елеем», не поститься напоказ, как фарисеи. Наше лицо и сердце должно источать духовную радость. Господь даровал нам все потребное ко спасению и мы радуемся тому, что душа наша может пробудиться, очиститься и вновь стать непорочной перед лицом Божиим».

Архиерей отметил, что для этого нужны исповедь и покаяние, к которым в пост человек должен прибегать как можно чаще. Богослужение в дни Святой Четыредесятницы отличается от обычных чинопоследований: звучат покаянные мотивы, в храмах часто читается молитва преподобного Ефрема Сирина, совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

«Мы должны остановить суету в нашей жизни, должны понять смысл поста, очистить сердце и заглянуть внутрь себя, — сказал владыка Алексий. – Нам надо отстраниться от информационного шума и шума развлечений, так как это удаляет нас от Бога. Вместо этого следует больше читать Священное Писание, общаться с людьми не в соцсетях, а лицом к лицу, больше времени уделять совершению добрых дел».

 

Владыка Алексий напомнил, что молитва преподобного Ефрема Сирина учит нас смотреть в первую очередь на свои грехи, понимать, что мы сами нуждаемся в исправлении. Ближних же мы не должны осуждать.

 

«Мы просим у Бога смиренномудрия, терпения, любви, которые помогают нам совершать добрые дела, — сказал владыка Алексий. – Вера и добрые дела – это два крыла, которые возносят нас к Богу, очищают наш ум и сердце, подготавливают нас к встрече со Христом. Особая же встреча с Ним происходит в причащении Святых Христовых Таин, и в пост христиане особенно усердно прибегают к этому спасительному Таинству, соединяясь со Христом».

Владыка Алексий напомнил евангельское поучение Христа, когда Он предлагает прежде примириться с братом, а потом уже приносить жертву Богу.

 

«Поэтому перед Великим постом существует обычай, зародившийся в древних монашеских обителях: монашествующие испрашивали друг у друга прощения, и затем удалялись на подвиги Святой Четыредесятницы в пустыню, — сказал владыка Алексий. – Продолжая эту традицию, мы каждый год просим друг у друга прощения. Но это прощение мы должны просить не формально, но осознанно, понимая кого и чем мы обидели».

 

Следуя этому обычаю, во время Чина прощения митрополит Алексий испросил прощения у сослужившего духовенства собора и прихожан. После этого клирики храма подходили к владыке, прося прощения и благословения на пост. Прихожане также подходили под благословение к владыке Алексию и просили у него прощения; также прихожане просили прощения у церковнослужителей и друг у друга.

 

Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора

 

 

 

(13)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *