«В храме Божии ясно Дева является…»

 

4 декабря 2022 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, а также в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, ключарь Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Владимир Маничев совершил в соборе Божественную литургию. Ему сослужили клирики собора.

 

 

«В храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает», — говорится в тропаре этого двунадесятого праздника. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) писал о нём: «Чистота и святость, свет и радость – вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся».

 

За Богослужением были прочитаны два отрывка из Евангелия от Луки.

В первом из них (Лк.12:16-21) рассказывается о богатом человеке, который, собрав большой урожай, намеревается разрушить старые житницы и, построив новые, большие прежних, собрать туда весь свой хлеб и сказать душе своей: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Бог ему на это говорит: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?». Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет, — резюмирует Евангелие.

В другом прочитанном отрывке из Евангелия от Луки (Лк.10:38-42, 11:27-28), Господь наш Иисус Христос хвалит Марию, сестру воскрешенного Господом Лазаря Четверодневного, которая сидит у ног Спасителя и слушает слово Божие. Господь также укоряет сестру её, Марфу, за излишнее попечение о житейских делах. Мария избрала благую часть, которая не отнимется у нее.

 

В проповеди протоиерей Владимир Маничев сказал, что намерен говорить сегодня о «потустороннем мире», при этом добавил, что в осетинском языке это понятие переводится как «область духа», «край души», т.е. речь пойдет о душе.

 

«Святая Церковь долго готовила нас к событию этого праздника, — отметил отец Владимир. – Восемь месяцев назад мы праздновали Благовещение Пресвятой Владычицы Богородицы, когда Архангел Гавриил принес Ей Благую весть, когда Она молилась во Святая Святых, произошло зачатие Господа нашего Иисуса Христа. А с осетинского «зачатие» переводится как «дух от Него» — рождения человека без Бога не происходит».

 

Отец Владимир отметил, что мы стоим на пороге Рождества Христова, до которого еще почти сорок дней. Однако на Всенощном бдении праздника накануне в катавасии канона уже прозвучало: «Христос рождается, славите; Христос с Небесе – срящете (встречайте)».

 

«Для Бога, для Церкви – времени нет, и для нас его не должно быть, — сказал отец Владимир. – Благоразумный разбойник просил только помянуть его в Царстве Божием, а Христос уже говорит ему: ныне же будешь со Мною в раю. У Бога все происходит сразу. Также и оскорбивший другого, сказавший «урод» — подлежит геенне огненной. И все это происходит в том самом «потустороннем мире» — в нашем сердце».

 

В одном из тропарей праздника упоминается о «поношении бесчадства» Иоакима и Анны, родителей Пресвятой Девы, напомнил священник. Евреи стремились к многочадию, так как ожидали рождения в одной из семей обещанного Мессии. Семьи без детей воспринимались как оставленные Богом, на них смотрели косо. Но Иоаким и Анна молились о даровании ребенка, и Господь их услышал. Они посвятили ребенка Богу, привели Пресвятую Деву в храм; Она сама взбежала по ступеням храма, а первосвященник, который только единожды в году входил во Святая Святых, ввел Богородицу сразу именно туда.

 

«В глубине нашего сердца, во святая святых, мы должны обрести Бога, — сказал отец Владимир. – Первосвященник Захария, отец Иоанна Крестителя, когда кадил во Святая Святых и ему явился Архангел Гавриил, оказался не способным услышать от него благую весть о себе. Он усомнился в рождении ребенка, и до времени лишился способности говорить. А Богородица Благую весть приняла, будучи олицетворением смирения».

 

Христос должен родиться в сердце каждого, подчеркнул священник. Мы должны вырастить Христа в своем сердце, прийти в меру полного возраста Христова.

 

«В глубину нашего сердца должна войти Богородица, к Которой мы взываем: «Спаси нас!», — сказал отец Владимир. – Господь призывает нас учиться у Него, ибо Он «кроток и смирен сердцем». Сердце наше должно быть смиренным, и это должно проявиться в наших отношениях с другими».

 

Отец Владимир пояснил, что если мы по-настоящему любим, как заповедал Христос, то мы уже в вечности, и времени для нас не существует. Мы находимся в глубине своего сердца. Это означает, что мы нацелены на помощь ближнему. При этом мы можем ожидать ответной помощи от ближнего, надеяться на Спасение, но помнить и о том, что за помощь ближнему нас могут и убить, как это произошло со Христом. К этому надо быть готовым, но в то же время не забывать, что легко погубить душу, обратив свой взор к сребролюбию или впав в тщеславие. В этом случае в сердце сразу же умирает Истина – Христос. Образ должного отношения к ближнему, любви к нему Господь дал нам в притче о добром самарянине, который оказал помощь незнакомому человеку, избитому на дороге разбойниками.

 

«Способны ли мы войти в глубину своего сердца и из глубины его взглянуть на мир? – задался вопросом отец Владимир. – Как сделала это Пресвятая Богородица, которая смотрела на мир из самой глубины сердечной. В глубине сердца – дух. Там и есть образ Бога, замысел Божий о человеке. Там рождается Христос».

 

Если мы будем помнить об этом, то наши тело и душа подчинятся духу, и мы придем в правильное устроение, отметил священник.

 

В конце богослужения было пропето величание праздника; отец Владимир сердечно поздравил причастников со Святыми Таинами, и всех — с праздником Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии; он пожелал всем доброго здоровья – духовного и телесного, а также успешного прохождения поприща Рождественского поста.

 

Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора

 

 

 

(34)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *