Сегодня Церковь празднует память блаженной Матроны Московской

 

2 мая Русская Православная Церковь молитвенно празднует память блаженной Матроны Московской (1952 год). В этот день блаженная старица преставилась ко Господу.

 

 

Родилась блаженная Матрона (Матрона Димитриевна Никонова) в 1881 году в селе Себино Епифановского уезда (ныне Климовского р-на) Тульской губернии. Село это расположено километрах в двадцати от Куликова поля. Родители ее — Димитрией и Наталия — были крестьянами, людьми благочестивыми, честно трудились, жили бедно. В семье было четверо детей: двое братьев (Иван и Михаил) и две сестры (Мария и Матрона). Матрона была младшей, поздний ребенок.

 

Мать Матроны решила отдать будущего ребенка в приют князя Голицына в соседнее село Бучалки, но увидела вещий сон. Еще не родившаяся дочь явилась Наталии во сне в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами и села ей на правую руку. Приняв сон за знамение, благочестивая женщина отказалась от мысли отдать ребенка в приют. Дочь родилась слепой, но мать любила свое «дитя несчастное».

 

Господь, избрав Матрону для особого служения, с самого начала возложил на нее тяжкий крест, который она с покорностью и терпением несла всю жизнь.

При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы V века (память празднуется 22 ноября).

 

О богоизбранности девочки свидетельствовало то, что при крещении, когда священник опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. Священник отец Василий, которого прихожане почитали как праведника и блаженного, был несказанно удивлен: «Я много крестил, но такое вижу в первый раз, и этот младенец будет свят». Он также сказал, что Матрона встанет на его место и предскажет даже его кончину. Так впоследствии и получилось. Однажды ночью Матронушка вдруг сказала матери, что отец Василий умер. Удивленные и испуганные родители побежали в дом священника. Когда они пришли, то оказалось, что он действительно только что скончался.

Рассказывают и о внешнем телесном знаке богоизбранности младенца — на груди девочки была выпуклость в форме креста, нерукотворный нательный крестик.

 

Подруга Наталии позже рассказывала, что когда Матрона была еще младенцем, мать жаловалась: «Что мне делать? Девка грудь не берет в среду и пятницу, спит в эти дни сутками, разбудить ее невозможно».

Матрона была не просто слепая, у нее совсем не было глаз. Глазные впадины закрывались плотно сомкнутыми веками, как у той белой птицы, что видела ее мать во сне. Но Господь дал ей духовное зрение. Еще в младенчестве по ночам, когда родители спали, она пробиралась в святой угол, снимала с полки иконы, клала их на стол и в ночной тишине играла с ними.

 

Матронушку часто дразнили дети, даже издевались над ней: девочки стегали крапивой. Они сажали ее в яму и с любопытством наблюдали, как она на ощупь выбиралась оттуда и шла домой. Поэтому она рано перестала играть с детьми и почти всегда сидела дома.

 

С 7-8 лет у Матронушки открылся дар предсказания и исцеления больных.

 

Дом Никоновых был поблизости от церкви Успения Божией Матери. Родители отличалась глубоким благочестием и любили вместе бывать на богослужениях. Матронушка буквально выросла в храме, ходила на службы сначала с матерью, потом одна — при всякой возможности. У нее было свое привычное место — слева, за входной дверью, у западной стены, где она неподвижно стояла во время службы. Она хорошо знала церковные песнопения и часто подпевала певчим. Видимо, еще в детстве Матрона стяжала дар непрестанной молитвы. Она понимала, что ей дано от Бога гораздо больше, чем другим.

 

Даром духовного рассуждения, прозорливости, чудотворения и исцеления Матрона была отмечена Богом с ранних пор. Близкие стали замечать, что ей ведомы не только человеческие грехи, преступления, но и мысли. Она чувствовала приближение опасности, предвидела стихийные и общественные бедствия, пожары. По ее молитве люди получали исцеление от болезней и утешение в скорбях. К ней стали ходить и ездить посетители. К избе Никоновых шли люди, тянулись подводы, телеги с больными из окрестных сел и деревень, со всего уезда, из других уездов и даже губерней. Привозили лежачих больных, которых девочка поднимала на ноги. Желая отблагодарить Матрону, они оставляли ее родителям  продукты и подарки. Девочка вместо того чтобы стать обузой семье, стала ее главной кормилицей.

 

Как-то осенью Матронушка сидела на завалинке. Мать ей говорит: «Что же ты сидишь, холодно, иди в избу». Матрона отвечает: «Мне дома сидеть нельзя, огонь мне подставляют, вилами колют». Мать недоумевает: «Там никого нет». А Матрона ей объясняет: «Ты же, мама, не понимаешь, сатана меня искушает!»

 

Священник всегда причащал Матрону на дому, по ее желанию.

 

В отрочестве Матронушке довелось попутешествовать. Дочь местного помещика брала ее с собой в паломничества: в Киево-Печерскую Лавру, Троице-Сергиеву Лавру, в другие святые места, в Петербург. До нас дошло предание о встрече Матронушки со святым праведным Иоанном Кронштадтским, который по окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта попросил народ расступиться перед подходящей к солее 14-летней Матроной и во всеуслышание сказал:»Матронушка, иди ко мне. Вот идет моя смена — восьмой столп России».

 

На 17-м году Матрона лишилась возможности ходить: у нее внезапно отнялись ноги. Сама матушка указывала на духовную причину болезни. Она шла по храму после причастия и знала, что к ней подойдет женщина, которая отнимет у нее способность ходить. Так и случилось. «Я не избегла этого — такова была воля Божия».

 

До конца своих дней она была «сидячей». И сидение ее — в разных домах и квартирах, где она находила приют, — продолжалось еще пятьдесят лет. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест, данный ей от Бога.

 

Еще в раннем возрасте Матрона предсказала революцию, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать».

 

Для церкви Успения Божией Матери по настоянию Матроны была написана икона Божией Матери «Взыскание погибших». Образ стал главной местной святыней, прославился многими чудотворениями.

 

На протяжении всей жизни блаженную Матрону окружали иконы. В комнате, где она проживала впоследствии особенно долго, было целых три красных угла, а в них — иконы сверху донизу, с горящими перед ними лампадами.

 

Будучи угодницей Божией, богато наделенная свыше духовными дарами, Матрона молилась за людей, испрашивала у Господа чудесную помощь недугующим.

 

В 1925 году она перебралась в Москву, в которой прожала до конца своих дней (около трех десятилетий). Столицу она любила, говорила, что «это святой город, сердце России». Жила у людей. Рассказывают, что некоторые места Матрона покидала спешно, духом предугадывая готовящиеся неприятности. Прописки у нее не было. Много раз Матрону хотели арестовать.

 

Подобно древним подвижникам, блаженная Матрона никогда не укладывалась спать по-настоящему, а дремала, лежа на боку, на кулачке.

 

Позже ею были предсказаны Великая Отечественная война и победа в ней нашей страны, сохранение Москвы и Тулы.

 

В день Матронушка иногда принимала до сорока человек. Она никому не отказывала в помощи, кроме тех, кто приходил с лукавыми намерениями. Помощь ее людям была бескорыстной, она ни с кого ничего не брала.

 

2 мая 1952 го­да блаженная Матрона преставилась ко Господу. Гроб с те­лом был по­став­лен в мос­ков­ской церк­ви Ри­зо­по­ло­же­ния на Дон­ской. От­пе­ва­ние со­вер­шил отец Ни­ко­лай Го­луб­цов. 4 мая, в Неде­лю жен-ми­ро­но­сиц, при боль­шом сте­че­нии на­ро­да со­сто­я­лось по­гре­бе­ние бла­жен­ной Мат­ро­ны. По ее же­ла­нию она бы­ла по­гре­бе­на на Да­ни­лов­ском клад­би­ще. От­пе­ва­ние и по­гре­бе­ние бла­жен­ной бы­ли на­ча­лом ее про­слав­ле­ния в на­ро­де как угод­ни­цы Бо­жи­ей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(7)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *