В ближайшие дни в церковной лавке Свято-Симеоновского кафедрального собора появятся иконы работы мастеров-иконописцев из Дома Невьянской иконы. Эта уникальная мастерская аккумулировала и творчески переплавила более чем трехвековой опыт написания икон Невьянской школы иконописи.
Город Невьянск Свердловской области широко известен как «горнозаводская столица Демидовых» — город металлургов, мастеров и умельцев-художников. Иконописные творения «невьянской школы» имеют древние корни.
Еще в первой половине XVIII века Невьянск слыл центром уральского старообрядчества. Среди немалого количества переселенцев были и иконописцы – выходцы из центральной России. Именно они принесли с собой на уральскую землю традиции и манеру письма. На основе этих традиций стало зарождаться нечто новое – появившиеся самобытные черты со временем сложились в узнаваемый художественный стиль, ставший отличительной чертой невьянской школы.
Для нее были характерны: необыкновенная выразительность, праздничность (и это было всегда свойственно древнерусской иконе), а также (и это уже новые черты) — обилие золота, яркость и многообразие красок, «тонкость» письма. Для того, чтобы придать особую выразительность живописи, мастерами-иконописцами использовались минеральные краски как более стойкие, почти не подверженные времени, «выцветанию» и «выгоранию» — невьянские иконы всегда отличаются свежестью и неувядаемостью.
Невьянская иконописная школа издавна славилась своими династиями. Наиболее известны: Богатыревы, Чернобровины, Заверткины, Филатовы, Малыгановы. Эти и другие невьянские иконописцы писали иконы по частным заказам (небольшие домашние иконы), а также иконы для многоярусных храмовых иконостасов.
На рубеже тысячелетий произошло чудесное возрождение невьянской иконы после нескольких десятилетий забвения и запустения. Большую роль в этом деле сыграл региональный общественный фонд «Возрождение невьянской иконописи и народных художественных промыслов», председатель которого Петр Иванович Савкин собрал под крылом организации талантливых мастеров.
Мастерская фонда начала с работ по канонам древнейшей невьянской школы, выполняя в том числе и реставрационные работы. В результате удалось воскресить достижения традиционной невьянской школы, и на этой основе уже создать по-сути новую, современную школу иконописи, которая вобрала в себя традиции писаной иконы, объемного литья и ювелирного искусства.
Большое значение в этих достижениях сыграла работа иконописной мастерской «Старый Невьянск». На её базе, с помощью обработки древесины по особой технологии, изготавливались первые объемные образы. Обработанные береста и кожа приобретали необыкновенную прочность. Их особым образом расписывали, экспериментируя с материалами и красками.
Затем, уже в рамках работы фонда, появляется новое направление – объемная икона на металле.
Наконец, Петр Иванович Савкин создает «Дом Невьянской иконы» — одновременной и музей, и выставку, и мастерскую. Над иконами трудится более двадцати художников: иконописцев, резчиков по дереву, ювелиров. И у каждого из этих мастеров – свой неповторимый стиль, основанный на каноне невьянской иконописной школы.
Сегодня иконы, написанные мастерами Дома невьянской иконы, представлены во множестве российских храмов в Москве и Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Тюмени, Новгороде и Ростове. Современная невьянская икона обрела признание за рубежом: в США и Великобритании, во Франции и Австралии. Так, образ Божией Матери «Умиление» стал частью коллекции антиквариата Букингемского Дворца.
Уже в октябре прихожане и гости Свято-Симеоновского кафедрального собора смогут прибрести иконы, написанные мастерами «Дома Невьянской иконы» в церковной лавке на территории главного храме Челябинской епархии (ул. Кыштымская, 32).
Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора
(19)