Преподобный Макарий (Глухарев) совершал на Алтае труды апостольские

 

В ночь с 27 на 28 мая в Свято-Симеоновский кафедральный собор пребывают мощи преподобного Макария (Глухарева), апостола Алтая. В полночь, после встречи ковчега со святыней, в соборе будет совершаться архиерейская Божественная литургия с молебном. Сегодня мы рассказываем об его апостольских трудах среди алтайских язычников.

 

 

30 сентября 1829 года архимандрит Макарий (Глухарев) прибывает на Алтай: он решил посвятить себя миссионерским трудам среди сибирских язычников.

Его сразу поразил контраст: с одной стороны – прекрасная природа, способная обеспечить безбедное существование для человека; богатые строевые леса, плодороднейшие земли и луга, с другой – страшная нищета и полуголодное существование местных жителей, обитавших в холодных юртах, построенных из покрытых берестою кольев, распространение болезней, несоблюдение элементарных гигиенических норм, пьянство, угнетение женщин. Причина голода среди обитателей Алтая была очевидна: они скорее были согласны терпеть нужду, лишь бы не заниматься физическим трудом, который ими рассматривался как оскорбление свободы вечных кочевников.

Эти сердечные и отзывчивые люди оказались невосприимчивы к идеям духовного порядка; они были целиком погружены в земные заботы, и разговоры о вечном и небесном не находили никакого отклика в их душах.

Миссионерами было основано два стана – в селах Майма и Улала, которые стали опорными пунктами проповеди Евангелия на Алтае. В основу работы преподобный Макарий положил тщательное изучение языка, нравов, быта, характера местного населения. С целью заинтересовать алтайцев, привлечь их внимание к проповеди миссионеры часто совершали общественные богослужения и публичные выступления, на которые приглашались все желающие.

Крещению туземца, изъявившего желание принять Православие, предшествовало обязательное оглашение. Каждый катехумен проходил тщательное наставление в истинах веры, изучал Евангельскую историю, учил необходимые молитвы на родном языке. Отец Макарий совершал крещение, лишь будучи полностью уверен в нравственной и идеологической готовности человека принять это Таинство. Крещенные переселялись в христианское село, что вырывало их из среды «кочевников». Преподобный вспоминал, как трудно было приучить женщин мыть пол по субботам, а мужьям внушить, что теперь заготовка дров становиться обязанностью их, а не жен, как это было до сих пор.

Макарий всех христиан знал в лицо, он сам во время утрени обходил храм, замечая, кого нет на богослужении. Когда к началу литургии опоздавшие, наконец, появлялись в храме, архимандрит вызывал их к амвону, обличал их перед всеми, горячился, ставил их на поклоны, а в конце концов сам падал им в ноги, просил простить обиду и умолял Богом не оставлять церковных собраний.

По окончании богослужения обычно устраивались встречи с народом, во время которых отец Макарий расспрашивал алтайцев об их проблемах и нуждах, выслушивал их жалобы, давал советы по ведению хозяйства.

За время миссионерства архимандрита Макария на Алтае были основаны 2 школы для мальчиков и одна для девочек.

Среди замыслов архимандрита Макария было и создание специального женского миссионерского института, в задачу которого входила бы подготовка диаконисс (преподобный ратовал за возрождение этого древнего чина).

Суровые условия Алтая представляли значительное затруднение для отца Макария. Ему, человеку аристократического склада характера, никогда доселе не сидевшему в седле, пришлось преодолевать не только верхом, но подчас и пешком или на лыжах огромные расстояния. Бураны и морозы, речные переправы и горные тропы… Однажды, когда архимандрит Макарий вместе со своим спутником пробирался верхом по узким горным тропам Алтая, он неожиданно зацепился за какую-то ветку ремешком висевшей у него на груди дароносицы. Лошадь, в седле которой он ехал, поскакала дальше, оставив своего седока висеть между небом и землей. Если бы не помощь спутника, это путешествие могло закончиться для преподобного трагично.

Из 40 тысяч алтайцев за период возглавления миссии преподобным Макарием было крещено 675 человек. Казалось бы, цифра не столь уж впечатляющая. Но задумаемся: бедный монах, “романтик-миссионер”, как называл его святитель Филарет, человек со слабым здоровьем прибывает в дикий далекий край практически без сотрудников и материальных средств, движимый лишь любовью к его обитателям. И в таких условиях он не просто обращает несколько сотен человек, но в сравнительно короткий срок создает настоящую христианскую общину.

Алтайский архимандрит занимался переводом Священного Писания на самое распространенное на Алтае теленгутское наречие. Им было переведено почти все Евангелие, а также большие отрывки из Апостола и Ветхого Завета.

 

Основными качествами преподобного Макария были скромность и неприхотливость во всем – и в еде, и в одежде. Свою единственную рясу он носил до тех пор, пока она не разваливалась, а зимний подрясник надевал в будни наизнанку, а по праздникам – налицо. Все его имущество состояло лишь из книг да тетрадей. Один из современников отца Макария вспоминал, как однажды он оказался свидетелем того, как алтайский миссионер сослужил святителю Филарету во время одного из своих приездов в Москву. Этот “небольшого роста, непредставительный, несколько сутуловатый” человек служил с таким благоговением, что невольно воскрешал в памяти Святых Отцов первых веков христианства. Его спокойствие и непринужденность были особенно заметны на фоне того всеобщего подобострастия, которое окружало знаменитого московского митрополита. По окончании богослужения молящиеся стали свидетелями такой сцены: через открытые царские врата было видно, как два иеродиакона со смехом показывают друг другу чей-то помятый и полинялый монашеский клобук. Затем, когда клобук был положен на место, в алтаре появился отец Макарий и, к удивлению наблюдавшего, надел его на себя. Именно в таком скромном виде – в старом клобуке и убогой монашеской рясе и предстал перед всеми великий апостол Алтая архимандрит Макарий (Глухарев).

Преподобному Макарию молятся об успехе в учебе и обретении знаний. Также святого просят об укреплении в вере и помощи в разных житейских трудностях, о благополучии близких.

Мощи святого Макария привезут в Свято-Симеоновский кафедральный собор 27 мая в 23.30. Адрес собора: Челябинск, ул. Кыштымская, 32. Для поклонения святыня будет доступна во время Божественной литургии и молебна.

 

Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора

 

 

 

(37)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *