Главный храм Челябинской епархии посвящен праведному Симеону Верхотурскому – покровителю Урала и Сибири. Недолгая земная жизнь этого святого сокровенна во Христе. Известны лишь немногие свидетельства современников – то, что удалось вспомнить жителям села Меркушино через пятьдесят лет после его преставления, по обретении мощей. Большую часть всех житийных описаний составляют посмертные чудеса, которых за три с лишним века было явлено великое множество.
Самым малоизвестным является период жизни святого, посвященный родительскому дому. По преданию, св. Симеон происходил из дворянского рода и был выходцем из Средней Руси. Недавно открытые источники связывают его происхождение с Русским Севером, а именно Пинежьем (на территории современной Архангельской области). По этим данным, святой принадлежал к богатой крестьянской семье (в Приморье крестьян, имевших значительное землевладение и применявших наемный труд, называли «крестьянскими дворянами» или «двинскими боярами»).
Родился святой Симеон в начале XVII века (точная дата неизвестна). В молодом возрасте, «божественному повинуясь водительству, устранился еси от рода и отечества» своего и отправился в Сибирь. Этот глухой и необжитой в то время край был населен язычниками и бежавшими от правительства раскольниками. Юноша Симеон живет в нем по завету апостольскому, кормясь от рук своих. Зиму проводит большею частью в селе Меркушино, что в 50 верстах от г. Верхотурье. Обучившись портняжному ремеслу, занимается «швением шуб» в крестьянских избах, переходя из одной в другую, как было принято у деревенских портных. Предание говорит о том, что пищу и кров он считал достаточной платой за труды. Чтобы уклониться от вознаграждения, часто уходил рано утром из очередного дома, немного не окончив работу.
Летом святой отправлялся за десять верст вверх по реке Туре. В уединенном месте под раскидистой елью ловил рыбу, предаваясь безмолвию, созерцанию и молитве. Предание сохранило сведения о том, что св. Симеон был молитвенным, любил посещать богослужения в Михайлово-Архангельском храме с. Меркушино, хорошо знал Святое Писание. Господь удостоил его особого служения – нести людям Евангельское слово. И в курных русских избах и перед иноверцами св. Симеон свидетельствовал о Христе. Полудикая, недавно освоенная Россией Сибирь была в то время настоящей «пустыней жаждущей». Не так уж долго эта земля освещалась молитвой и проповедью святого. Тридцати пяти лет от роду блаженный скончался «от чревной болезни». Люди, почтив смиренную и воздержанную жизнь, похоронили праведника возле храма Архангела Михаила в с. Меркушино. Около полувека спустя, в 1962 году, «гроб с его нетленными мощами вышел на поверхность, как ладья». Причиной столь необычного явления был вновь открывшийся источник, который размыл грунт. Прибывший для осмотра мощей митрополит Тобольский и Сибирский Игнатий (Римский-Корсаков) сказал: «Это точно некоторый новый святой, как Алексий или Иона, митрополиты Российские, или чудотворец Сергий Радонежский, поелику такого же, как и эти святые, сподобился от Бога нетления». Через откровение во сне митрополиту Игнатию, а также меркушинскому священнику Иоанну было явлено имя нового святого, которое уже никто из меркушинцев не помнил, — Симеон, что в переводе с еврейского означает «услышание».
Обретение и прославление мощей произошло в 1695 году. Сразу по обретениимеркушинцы стали свидетелями многочисленных случаев исцелений. Первым получил помощь Григорий, слуга нерченского воеводы Савелова, исцелившийся от тяжкого расслабления. Затем многие стали получать исцеления и благодатную помощь.
Вскоре жители г. Верхотурье изъявили желание, чтобы мощи были перенесены в Свято-Никольский монастырь, « для возвеличения славы святого». Перенесение состоялось в 1704 году и сопровождалось рядом чудесных событий. Оно было намечено на 8 сентября, но в первых числах месяца шел проливной дождь. Таможенный голова Петр Иродионович Худяков долго мучился вопросом: благоволит ли сам святой перейти из Меркушино в Верхотурье? Наконец ему приснился сон, в котором от гроба праведного поднялся столп благоухания и направился в сторону Верхотурья. После этого мощи были переложены в новый резной кедровый гроб, обложенный кожей на лебяжьем пуху, и уже на другой день установилась хорошая погода. 12 сентября (ст. ст.) 1704 года стало датой перенесения мощей в Верхотурский монастырь.
С этого времени стали именовать праведного Симеона «Верхотурским». В память торжественного перенесения было установлено ежегодное церковное празднование 12 (25) сентября. Служба святому отправлялась сначала по общей минее, но в 1862 году была составлена особая служба, которая и поныне совершается в Верхотурском мужском монастыре в дни его памяти. Благодаря многочисленным чудесным исцелениям молва об угоднике Божием все более распространялась, имя его стало известно далеко за пределами Верхотурья. Множество богомольцев стекались в Николаевский монастырь для поклонения святым мощам, принося свой посильный вклад в пользу обители. В 1798 году для мощей была изготовлена новая более ценная медная рака с крышкою. В 1846 году на пожертвования разных лиц (по сбору) в Санкт – Петербурге изготовили драгоценную серебряную раку.
Более двухсот лет почивали нетленные мощи праведногоСимеона в Верхотурской Николаевской обители. Была составлена целая книга о чудесных явлениях помощи Божией по его молитвам.
С 1913 года святыня находилась в Крестовозвиженском соборе. В 1926 году храм был закрыт, а мощи отправлены в Нижнетагильский краеведческий музей. Православный народ не забыл своего святого. К нему шли на поклонение в музей, оплачивая билеты любой стоимости. Вскоре, когда началось прямое паломничество, мощи были увезены в Свердловск и выставлены в Ипатьевском доме. Затем их убрали в запасники краеведческого музея в Зеленой Роще (в здании бывшего собора Александра Невского, ныне вновь действующего). С тех пор среди православных они считались безвозвратно утраченными.
По Божьему благоволению во время празднования 1000-летия Крещения Руси святые мощи были переданы архиепископу Мелхиседеку, управлявшему в то время Свердловской епархией. 25 мая 1998 года при огромном стечении духовенства и верующих святыню торжественно внесли в храм Всемилостивого Спаса в Свердловске. А 24 сентября 1992 года, через 63 года после изъятия, в канун празднования перенесения мощей святого Симеона, они были возвращены в Верхотурский Николаевский монастырь. Вновь, как в былые времена, к раке с мощами Верхотурского чудотворца едут паломники со всех концов России. И по милости Божией получают чудесные исцеления и помощь…
Тропарь праведному Симеону Верхотурскому,
глас 4
Мирскаго мятежа бегая, все желание обратил еси к Богу,/ да в видения восход обрящеши горе,/ отнюдуже не уклонився в лукавствия сердца,/ но очистив душу и тело, приял еси благодать точитицельбы верным и неверным, притекающим к раце мощей твоих, праведный Симеоне./ Темже, по данному ти дару, испроси у Христа Бога исцеление нам, болящим душевнымистрастьми, / и моли спасти души наша.
Кондак праведному Симеону Верхотурскому,
глас 2
Мира суетнагоотверглсяеси, да блага вечныя жизни наследиши,/
возлюбив незлобие и чистоту души и тела./ Снискал еси, еже возлюбил, свидетельствуют бо о сем гроб и нетление мощей твоих, и благодать чудотворения наипаче./ Точишибоцельбы всем притекающим к тебе и непросвещенным, Симеонеблаженне, чудотворче предивный.
Молитва праведному Симеону Верхотурскому
О святый и праведныйСимеоне, чистою душею твоею в небесных обителех в лице святых водворяяйся, на земли же с нами неотступно пребывая! По даннейти благодати от Господа молитися о нас, милостивно призри на нас многогрешных, аще и недостойне, обаче с верою и упованием к тебе притекающих, и испроси нам от Бога прощение согрешений наших, в няже впадаем множицеювовся дни жития нашего. И якоже прежде овымубо от очныязельныя болезни ни мало зрети могущим исцеление очес, овым же близ смерти бывшим от лютых недугов врачевание, и иным иная многая преславная благодеяния даровал еси: сице избави и нас от недугов душевных и телесных и от всякия скорби и печали, и вся благая к настоящему житию нашему и к вечному спасению благопотребная нам от Господа испроси, да тако твоим предстательством и молитвами стяжавше вся нам полезная, аще и недостойнии, благодарневосхваляющетя, прославим Бога, дивнаго во святых Своих, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
(726)