Строительство православных храмов в Челябинске началось с 1740 года. Первый храм был освящён в честь святого Николая Чудотворца. Во второй половине XVIII – первой половине XIX века было возведено несколько храмов и часовен, в том числе и Христорождественский собор.
В 1873 году на городском кладбище началось строительство ещё одного храма. Освятили его в 1883 году в честь особо почитаемого на Урале святого – Симеона Верхотурского чудотворца. Это был кладбищенский храм, в нём совершались отпевания, панихиды, заупокойные литургии. Каменный, однопрестольный, неотапливаемый – ничто не предвещало, что он когда-то станет главным храмом города и Челябинской епархии. Первым настоятелем его был протоиерей Иоанн Днепровский.
Первые испытания начались уже вскоре после постройки. Во время бури обрушилась высокая колокольня храма. Силами священников и прихожан был произведён её капитальный ремонт.
Все прихожане современного собора видели во дворе перед алтарём могилу. Здесь похоронен благодетель храма Пётр Иванович Ильиных, который скончался в 1896 году. Он помогал при возведении как Симеоновского, так и других храмов Челябинска.
К началу революции в Челябинске было 17 церквей и строилась 18-ая. А к 1 марта 1930 года их осталось всего 4. Среди них была и Симеоновская церковь. В 1931 году Христорождественский собор был закрыт, а кафедра архиерея была перенесена в Симеоновский храм. К 1937 году этот храм остался единственным в городе.
Великая Отечественная война началась в день всех святых, в земле Российской просиявших. Челябинск превратился в мощный центр оборонного производства. Война всех объединила, гонения на Церковь стали ослабевать. В военные годы настоятелем Симеоновского храма был протоиерей Сергий Ашихмин. Единственный православный приход Челябинска внёс свой вклад в Великую Победу. За годы войны прихожане собрали 696 тысяч рублей в Фонд обороны. Отец Сергий за свою патриотическую, проповедническую и организаторскую деятельность был награждён от Сталина двумя благодарностями и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Симеоновский храм, не смотря на свои маленькие размеры, имел большое значение для епархии и Челябинска. Во время войны именно здесь объединились патриотически настроенные верующие.
После войны церковная жизнь возрождалась. Количество прихожан увеличивалось. В послевоенные годы челябинскую кафедру возглавлял епископ Ювеналий. Это время самой высокой активности церковной жизни Челябинской епархии за советские годы.
С 1948 года для Церкви вновь наступило время ожесточений и репрессий. Количество прихожан уменьшилось примерно в два раза. Всё вновь изменилось после смерти И. Сталина. Из лагерей возвращались священнослужители, верующие начали подавать заявления об открытии храмов.
В конце 50-х годов в Симеоновский храм ходил преподобноисповедник Гавриил, архимандрит Мелекесский. В 2000 году он был прославлен Архиерейским собором в сонме новомучеников и исповедников Российских, за веру пострадавших.
Прихожане храма в советские годы являли стойкость в вере и мужество. В числе них были и монахини. Послушница Челябинского Одигитриевского монастыря Агния Суворова несла послушание в крестильном помещении. Монахиня этого же монастыря Анна Чипишева и послушница Анастасия Балакина передали в дар храму икону Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», которая была написана на Афоне. Различные послушания при храме нёс вернувшийся с фронта Мирон Васильевич Насонов. Его стараниями двор церкви всегда был ухожен, а возле храма, как сейчас, был разбит цветник.
После войны храм несколько раз реконструировался. Был построен небольшой придел в честь Казанской иконы Божией Матери.
Гонения на Церковь продолжились в период «оттепели», с конца 50-х годов. Храмы закрывались под разными предлогами. Так, под предлогом аварийности, был снесён кафедральный собор Рождества Богородицы, который располагался в районе современного железнодорожного вокзала (он стал кафедральным собором в конце 50-х годов). Священство из разрушенного храма перешло вновь в единственный оставшийся храм Челябинска – Свято-Симеоновский.
В конце 60-х годов, после смерти Хрущёва, церковная жизнь стабилизировалась. Храмы перестали закрываться. Настоятелем храма с 1966 года по 1975 год был протоиерей Феодор Завьялов. Это был удивительный священник. Он был награждён всем церковными наградами, включая право служения Божественной Литургии с открытыми царскими вратами до молитвы «Отче наш». Верующие Челябинска его очень любили. Жители пригородов приезжали на Богослужения, когда узнавали, что служит он. Как писал о нём протодиакон Георгий Пешков , «отличительными чертами характера отца Феодора являются христианское смирение, кротость и воздержание». Его такт в обхождении с окружающими всегда является примером для молодых священнослужителей.
После отца Феодора настоятелем стал протоиерей Владимир Касперский. Он отличался простотой души, внимательно и с любовью ко всем относился. Отец Владимир скончался в 1982 году после Божественной Литургии, на которой причастился Святых Христовых Тайн. Он отошёл к Богу при отпевании, успев прочитать разрешительную молитву и предать усопшего земле.
В 1976-1977 годах в Свято-Симеоновском храме вновь прошла реконструкция. Был построен большой притвор, расширен алтарь, появились боковые пристрои, за счёт которых увеличилась общая площадь храма.
В 80-х годах власть по-прежнему жёстко контролировала Церковь. Симеоновский храм оставался единственным в Челябинске. Государственные органы подсчитывали количество совершаемых треб и таинств. Они следили даже за тем, что говорили священники на проповедях. На колокольный звон и на требы на дому действовал запрет.
Когда был провозглашён курс на демократизацию всех сторон общественной жизни, прихожане храма начали активно ходатайствовать перед органами власти о разрешении провести реконструкцию. Храму требовалось расширение, так как он не вмещал всех прихожан в воскресные и тем более в двунадесятые праздники. В 1987 году разрешение было получено. Авторами проекта капитальной реконструкции стали архитекторы Алексей Геннадьевич Буров и Виктор Иванович Токарев. После 70-летнего перерыва в Челябинске возобновилось строительство храмов. В это время настоятелем был протоиерей Иоанн Иващенко. Батюшка смог вдохновить прихожан на общий труд. Трудились они и днём, и ночью. Службы при этом не прекращались. Ночью работали, а утром храм был уже убран – готовились к Литургии. И в наши дни в алтаре Симеоновского храма молятся за здравие и за упокой людей, которые тогда реконструировали храм. Многие из них говорили, что это было самое счастливое время в их жизни. «Было так хорошо, тепло, словно в раю», — вспоминает прихожанка Нина Тихоновна, которая специально устроилась на работу в ночную смену, чтобы днём строить храм.
Работать было очень тяжело. Один из организаторов строительства приходил к алтарю и плакал – оттого, что не получилось достать какие-то материалы.
Кирпич привозили с завода ещё «горячим». Когда его передавали по цепочке в храм, проходившие мимо люди заражались энтузиазмом работающих и тоже становились в цепочку.
Люди горели этой идеей – построить большой красивый храм. Они заботились об этом месте – месте славы Господней на земле.
Такими трудами появилось два новых боковых придела: в честь Казанской иконы Божией Матери и в честь Всех святых, в земле Российской просиявших. Была увеличена площадь центрального алтаря. Появилось шесть новых маковок с ажурными золочёнными крестами. Так, из маленькой кладбищенской церкви храм стал трёхпрестольным кафедральным собором.
В год тысячелетия Крещения Руси отношения между государством и Церковью изменились в лучшую
сторону. Государственный надзор остался позади. Праздничные богослужения 1988 году в Свято-Симеоновском храме возглавил архиепископ Мелхиседек, управляющий Челябинской епархией. Празднования состоялись и в Театре оперы и балета им. М. И. Глинки. Священники выступили с докладами, а хор Свято-Симеоновского храма дал концерт. Это было первое выступление церковного хора в оперном театре.
К этому времени челябинская кафедра около тридцати лет не имела своего епископа. Ею управляли свердловские архиереи. Но в новых условиях это стало возможно исправить. 29 апреля 1989 года, в Великую Субботу, верующие Челябинска встретили нового архиерея в Свято-Симеоновском храме. Им стал епископ Георгий (Грязнов). В соборе стали действовать пастырские курсы, которые в 1995 году они получили статус духовного училища. Открылась также и воскресная школа. Часто в ней проводил беседы сам владыка. Его вспоминают как простого в общении, внимательного и доступного человека.
В 1990-1997 годах настоятелем храма был протоиерей Николай Трофимов. Были снесены ветхие строения вокруг храма. Вместо них построили новое административное здание. 1980 – 1990 московские художники расписали стены в храме. В 1995 – 1996 годах фасад храма украсили иконы. Во второй половине 1990-х годов были расписаны стены алтаря.
В 1996 году Челябинскую и Златоустовскую епархию возглавил архиепископ Иов. В последствии он стал первым митрополитом на Уральской земле. Настоятелем кафедрального собора стал священник Борис Кривоногов. Начали проводиться рождественские ёлки, стены храма украсили барельефы со святым праведным Симеоном и с обретением Казанской иконы Божией Матери, открылись мастерские с золотным шитьём и резьбой по дереву. В 2002 году в храме стали выпускать журнал «Симеоновский вестник».
В сентябре 2000 года Челябинск посетил Святейший Патриарх Алексий II, это был первый патриарший визит в истории Урала. В Симеоновском соборе святейший возглавил Божественную Литургию в праздник Воздвижения Креста Господня. Патриарх сказал, что «с особым чувством совершил Божественную Литургию в этом храме, в котором сохранялась вера Христова в годы испытаний для Церкви». За несколько дней до приезда Патриарха в соборе был открыт магазин православной книги, который работает по сей день.
В 2003 – 2006 годах на территории кафедрального собора были построены здания, где расположились епархиальное управление и архиерейские покои. С 2006 года на областном телевидении стала выходить передача «Преображение». Её автором и первым ведущим стал настоятель собора протоиерей Игорь Рысенко. В 2007 году был открыт сайт кафедрального собора. Стали выходить диски с записями архиерейского хора. Стены храма были украшены новой росписью. В центральной части храма появились изображения уральских и сибирских святых: священномученики архиепископ Сильвестр Омский и священник Константин Меркушинский, преподобный Моисей Уфимский и блаженная Варвара Уфимская.
В 2005 году Еленой Евгеньевной Садовниковой был создан молодёжный православный театр «Белая Птица». В 2007-м появилось православное молодёжное объединение «Держись!», духовником которого стал клирик собора отец Ярослав Иванов. Началась активная социальная деятельность в виде постоянного сотрудничества с детскими домами и интернатами. Была создана своя иконописная мастерская.
В храме появилось много святынь. Например, частица Животворящего Креста Господня, которую можно увидеть в Распятии, в приделе Казанской иконы Божией Матери.
В 2011 году на челябинскую кафедру был назначен архиепископ Феофан (Ашурков). Решением Священного Синода из состава епархии выделены Магнитогорская и Троицкая епархии. Началось строительство нового кафедрального собора в честь Рождества Христова.
Северная часть Челябинской области, а также горнозаводская зона ныне образуют Челябинскую епархию. Челябинская, Троицкая и Магнитогорская епархии тем же решением Священного Синода от 26 июля 2012 года образовали Челябинскую митрополию. Первоначально митрополитом был владыка Феофан. 30 мая 2014 года он был переведен на симбирскую кафедру, а главой Челябинской митрополии и настоятелем Свято-Симеоновского кафедрального собора стал Высокопреосвященнейший Никодим (Чибисов).
27 декабря 2016 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о выделении из Челябинской епархии Златоустовской епархии. Новообразованная епархия включена в состав Челябинской митрополии. Таким образом на данный момент в Челябинской митрополии четыре епархии: Челябинская, Троицкая, Магнитогорская и Златоустовская.
С 28 декабря 2018 года челябинскую кафедру занимает Высокопреосвященнейший Григорий (Петров). Активно ведётся строительство нового, Христорождественского, кафедрального собора. В 2020 году были завершены общестроительные работы и начался этап отделки. 4 ноября, в день Казанской иконы Божией Матери митрополитом Григорием были освящены кресты и купола. За Свято-Симеоновским храмом и после открытия собора Рождества Христова будет сохранён статус кафедрального собора.
В 2019 года была обновлена роспись центрального придела Симеоновского собора. Её обновлением занимались специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления города Москвы. Иконописцы создали крупный образ Христа Спасителя в купольной части, заново написали фигуры архангелов, украсили интерьеры орнаментальными росписями.
При соборе регулярно ведётся социальная работа, есть воскресная школа для детей и взрослых, работает Музей истории православия на Южном Урале.
Священники, которые когда-то служили в Свято-Симеоновском кафедральном соборе
Протоиерей Сергий Севостьянов: «Иногда думаешь, лучше, чем у себя на приходе, нигде нет. А приедешь в Симеоновский собор послужить два раза в год на престольный праздник – такое всё родное. Многое изменилось, но стены, дух остался тот же, который мы впитали в себя. Поэтому Симеоновский храм очень дорог, это альма-матер».
Протоиерей Михаил Горбунов: «Собору я очень благодарен. Всегда вспоминаю богослужения здесь с особой теплотой, особым благоговейным трепетом».
Анастасия Задорина
По материалам книги
«Храм святого Симеона» (2008)
и журнала «Симеоновский вестник»
(№11 2005 г. и № 1 2006 г.)
(7936)