В Свято-Симеоновском соборе совершили вечерню Великой Пятницы с чином выноса Плащаницы Господа и утреню Великой Субботы с чином погребения Плащаницы

 

18 апреля, в Великую Пятницу, Церковь совершает воспоминание Святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа. В Свято-Симеоновском кафедральном соборе клирики собора во главе с ключарем протоиереем Владимиром Маничевым совершили Великую вечерню с чином выноса Плащаницы Господа, а затем утреню Великой субботы с чином погребения Плащаницы. Отцу Владимиру сослужило духовенство собора: иереи Андрей Григорьев и Валерий Кузьмин, иеромонахи Даниил (Колесников) и Иосиф (Реутов), диаконы Вячеслав Дьяков и Сергий Суравлев.

 

 

Литургии в Великую Пятницу не служится, потому что в сей день Сам Господь принес Себя в жертву на Голгофе, а совершаются Царские Часы.

Вечерню служат в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с Креста тела Христова и погребения Его. На этой службе совершается чин выноса Плащаницы.

 

В конце вечерни Великой Пятницы клирики собора подняли Плащаницу (изображение Иисуса Христа, лежащего во гробе) с престола, как бы с Голгофы, и вынесли ее из алтаря на середину храма. Здесь Плащаница была положена на гробнице – особо приготовленном возвышении, украшенном цветами в знак скорби о смерти Христа. Духовенство и прихожане совершили поклонение Плащанице, лобызая язвы изображенного на ней Господа – прободенные ребра, руки и ноги Его. Плащаница будет находиться на середине храма в продолжение трех неполных дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

На Малом Повечерии был прочитан канон, который называют «Плач Богородицы». Тексты передают плач и скорбь Матери Божией, стоящей у Креста с Ее распятым Сыном.

Стоя у Святой Плащаницы, ключарь собора протоиерей Владимир Маничев произнес проповедь, в которой напомнил, что Христос, по слову святителя Димитрия Ростовского, был нами распят: каждый согрешающий распинает Христа заново. Мы многократно распинаем Христа в своем сердце, предавая Истину.

 

«Христос есть Любовь в высшей степени – безусловная Любовь. Это не земная любовь, связанная с человеческими привязанностями и пристрастиями. Христос пытался образумить Иуду, отвратить от предательства, но тщетно. Отец Небесный послал Сына Своего в мир, потому что возлюбил мир, – послал на страдание и смерть, но и для Воскресения. Это любовь небесная, вечная», – сказал отец Владимир.

 

Священник отметил, что возлюбить ближних любовью небесной, божественной, нам мешает привязанность к земному. В качестве примера небесной любви отец Владимир рассказал случай, когда воевавшие отец и сын попали в окружение на фронте, в безвыходное положение. Тогда отец взорвал себя и сына, множество врагов – гранатой, не послушав впавшего в малодушие сына, который готов был сдаться в плен. В осетинском языке слово «сострадание» имеет одним из значений «грех», потому что сострадания зачастую не дают человеку проявить небесную любовь, к которой мы призваны.

 

«Как только мы проявили привязанность вместо любви божественной, оказались у ног распятого Христа; как только сердце наше склонилось к материальному благополучию в ущерб духовному, опять Христос нами распят; как только проявили малодушие – результат то же», – сказал отец Владимир.

 

Когда мы плохо думаем о близком нам человеке – умирает Истина, подчеркнул отец Владимир. Друг в друге мы должны видеть Христа: мы и крестились, чтобы прийти в меру полного возраста Христова.

 

«Все мы должны быть готовы умереть, как умер Христос, – «за други своя». Помня, что если мы умираем со Христом, то и жит будем с Ним», – сказал священник.

 

На вечернем богослужении в Страстную Пятницу также была совершена служба утрени Великой Субботы с чином погребения Плащаницы Господа.

 

Утреня началась как надгробная служба: в храме пели погребальные тропари, совершалось каждение. Во время богослужения был прочитан Великий псалом (118-й) и прославление Святой Троицы. Звучала весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу – первая негромкая (Спаситель еще во гробе), благая весть о Воскресении Христовом.

Под погребальный звон колоколов духовенство собора и прихожане Крестным ходом обнесли Плащаницу вокруг собора, как символ погребения Иисуса Христа, в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Крестный ход сопровождался пением Трисвятого («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!»).

 

Участники богослужения приобщались к крестному пути Спасителя, что символически совершалось еще и через прохождение прихожан под Плащаницей, которую клирики подняли у входа в собор. По окончании чина погребения Плащаницу поднесли к Царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом  и что Он Своими страданием и смертью снова отверз нам двери рая. Потом Плащаницу возвратили на середину храма, где она будет находиться до начала воскресного Пасхального богослужения. После Полунощницы ее вновь внесут в алтарь до праздника Вознесения Господня.

 

Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора

 

 

 

(102)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *