Созерцая образ уничижения и славы Сына Божия в проообразованиях ветхозаветных и побуждая нас в великие дни Страстной седмицы преимущественно к целомудренной и благочествой жизни, Церковь в Великий Понедельник вспоминает целомудренного Иосифа, бывшего прообразованием Иисуса Христа.
Любимый сын Иакова, Иосиф, из зависти продан был своими братьями по плоти; Иисус Христос, возлюбленный Сын Отца Небесного, был предан и осужден на смерть по ненависти и зависти иудеев, своих единоплеменников. Сын Израилев, проданный в Египет, заключается в темницу; осужденный на смерть Сын Божий снисходит в гроб. Непосредственным действием Промысла освобожденный из темницы Иосиф господствует над Египтом; Иисус Христос, по восстании Своем из гроба, приемлет власть над миром. Иосиф во время семилетнего голода питал всех, притекавших к нему за хлебом; Иисус Христос сделался для нас Небесным Хлебом для вечной жизни.
Созерцая невинные страдания Иисуса Христа в прообразованиях ветхозаветных, Церковь в Великий Понедельник приводит на память нам также и бесплодную смоковницу, которая по слову Господа в день настоящего Великого Понедельника иссохла… Высохшая смоковница, по словам Евангелия, была для апостолов знаменательной проповедью о силе веры и молитвы, без которых человек перед Богом духовно мертв…. По изъяснению Церкви высохшая смоковница знаменует также лицемерное сонмище иудейское, у которого Спаситель не нашел истинного плода, кроме лицемерной сени закона, и эту сень бесплодного сонмища обличил и осудил. Смоковнице подобна и всякая душа, не имущая духовных плодов: кто не имеет истинно добрых дел, освящаемых верою и молитвою, того не защитит от осуждения одна наружность. На зеленеющей бесплодной смоковнице Спаситель показал и то, что Он имеет силу не только благотворить, но и являть правосудие Свое.
Протоиерей Григорий Дебольский (1808-1881 гг.). Дни богослужения Православной Церкви. Великий Понедельник.
(4)