5 апреля 2025 года, в день Похвалы Пресвятой Богородицы, который еще именуют «Суббота Акафиста», ключарь Свято-Симеоновского кафедрального протоиерей Владимир Маничев совершил Божественную литургию Иоанна Златоуста в главном храме Челябинской епархии. Отцу Владимиру сослужили клирики собора: иерей Андрей Григорьев и иеромонах Иосиф (Реутов), диаконы Вячеслав Дьяков и Сергий Суравлев.
В субботу на 5-й неделе Великого поста Церковь торжественно возглашает молебное пение Акафиста – благодарственной похвалы Пресвятой Богородице. Сам же Акафист читается в пятницу вечером, на утрени.
За Литургией в субботу были прочитаны два отрывка из Евангелия.
В первом отрывке из Евангелия от Марка (Мк. 8:27-31) говорится о том, как на вопрос Иисуса Христа, за кого почитают Его люди, Петр отвечает: «Ты Христос». Иисус запрещает ученикам до времени разглашать это, говорит им о Своих грядущих Страдании и Воскресении.
Также был прочитан отрывок из Евангелия от Луки (Лк.10:38-42; 11:27-28), в котором говорится о приходе Иисуса Христа в дом Марфы и сестры её Марии; Марфа хлопотала об угощении, а Мария сидела у ног Иисуса и слушала Его слова. На упрек Марфы, что сестра не помогает ей в приготовлении угощений, Господь сказал, что Марфа печется и суетится о многом, а Мария избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
В проповеди перед причащением верующих клирик Свято-Симеоновского кафедрального собора иерей Андрей Григорьев напомнил, что нынешняя суббота называется «Субботой Акафиста» по той причине, что накануне вечером за богослужением пелся умилительный Акафист Пресвятой Богородицы, которая спасает нас и поддерживает, слышит наши мольбы и чаяния.
Создание этого шедевра церковного гимнотворчества относят к VI веку и автором его называют преподобного Романа Сладкопевца. Этот акафист послужил образцом для создания других акафистов Божией Матери.
Служба Похвалы Пресвятой Богородицы установлена в IX веке в память о неоднократном избавлении Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия врагов. Нашествия эти происходили в VII-VIII веках: авары в 626 году, персы в 677 году, арабы в 717 году.
Предводитель скифов не только угрожал городу, но и поносил Господа и Пречистую Его Матерь. Помогали осажденным и природные стихии, и мужество самих защитников города. В результате город был спасен.
Однако предание упоминает и о причине скорбей, посетивших город – отступление от веры делами, многочисленные и тяжкие согрешения.
«Мы можем и в себе найти нечто подобное, когда хотим и Бога почитать, и жить по своим прихотям, которые противоречат заповедям Божиим. А это не дает Царствию Божию в нашей душе утвердиться в полноте, ощутить любовь к Богу и к ближним, которая является плодом жизни по заповедям Божиим», – сказал отец Андрей.
Священник также напомнил, что не следует воспринимать приходящие по нашим грехам скорби как наказание – скорее это наставление нам, призыв к покаянию. Искренне кающиеся люди всегда получают Божественную помощь, прибегая к Божией Матери, Заступнице нашей.
Богослужение завершилось молебном ко Пресвятой Богородице. По благословению митрополита Алексия, с ноября этого года, после поздней воскресной Божественной литургии и в богородичные праздники после отпуста в Свято-Симеоновском кафедральном соборе совершается молебен Пресвятой Деве. Духовенство и прихожане с воодушевлением вместе пропели молитву Пресвятой Богородице «Царице моя Преблагая».
Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора
(12)