23 марта 2025 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, ключарь Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Владимир Маничев совершил Литургию Василия Великого в главном храме Челябинской епархии. Отцу Владимиру сослужили: иерей Андрей Григорьев, диаконы Вячеслав Дьяков и Сергий Суравлев.
За богослужением был прочитан отрывок из Евангелия от Марка (Мк.8:34-38, 9:1), в котором говорится, как Господь Иисус Христос призвал народ и учеников отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Ним. Кто захочет душу свою (жизнь) сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою за Господа и Евангелие, тот сбережет её. Нет пользы человеку в том, чтобы приобрести даже весь мир, но повредить бессмертной своей душе. Кто постыдится исповедать Господа в сем веке, того и Сын Человеческий «постыдится», когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе», – говорит Господь.
В проповеди протоиерей Владимир Маничев обратил внимание на то, что вчера за всенощным бдением пелись слова из ирмоса Пасхального канона: «Воскресе́ния день, просвети́мся, лю́дие. Па́сха, Госпо́дня Па́сха…». Это говорит о том, как мы должны относиться к страданиям Иисуса Христа и подвигу своей жизни.
«Мы призваны к святости, к познанию истины, к преображению. Призваны ощутить в себе «Царствие Божие, пришедшее в силе» – о нем говорится в прочитанном за богослужением отрывке из Евангелия», – сказал отец Владимир.
Священник напомнил, что в отрывке из Евангелия от Иоанна (Ин.21:15-25) Иисус Христос трижды обращается к апостолу Петру с вопросом, любит ли он Его. На утвердительные ответы Петра Господь говорит: «Паси овец Моих». Речь идет о внутреннем мире и о нашей способности управлять своими мыслями. Причем это увещание делается вместе с напоминанием о конечности земного бытия человека.
«Благовестие посчитало важным донести до нас эти мысли на примере апостола Петра, который является основанием нашей веры. Когда Господь говорил о будущих Своих страданиях и Крестной смерти, Петр сказал: «Да не будет этого с Тобою». На это Господь говорит Петру: «Отойди от Меня, сатана, ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, а что человеческое». Это и мешает нам ощутить в себе «Царствие Божие, пришедшее в силе» – наше «цепляние» за эту жизнь», – отметил отец Владимир.
Петру не хватило духа, чтобы преодолеть в тот момент страх смерти. В евангельском отрывке Господь призывает «отвергнуться себя». «Самоотверженный» по-осетински – обладающий полнотой духа, его излишком. Такой человек и способен ощутить Царствие Божие. Он исполнен радости и смирения («Возрадуются кости смиренные», Пс. 50:10), а смиренному Бог дает благодать. Благодать и сообщает мир и покой душе, переносящей тяготы настоящей жизни.
«Обративший внимание на идущего за Христом Иоанна Богослова Петр, ревниво сказавший «…а он что?», проявил малодушие и недостаток любви. Это и является причиной того, что мы не ощущаем в себе «Царствие Божие, пришедшее в силе». Уйти «на страну далече» – это значит прицепиться к благам мира сего, о чем нам особенно важно помнить во дни поклонения Кресту Господню. Евангелие же говорит о мире духовном: как только «засыпает» Христос на корме корабля, сразу начинается буря, ученики лишаются мира в душе. Поэтому мы всегда должны задавать себя вопрос: «С Богом я или нет?»
Отец Владимир напомнил, что пожелание счастья в осетинском языке звучит как «от большого счастья тебе часть». Это означает, что не сам по себе человек является источником счастья, – только ощущающий себя частью Бога человек может стать счастливым. Ощутить себя «частью» может только смиренный человек. Стоящий у Распятия человек всегда должен это помнить. Поэтому «Царствие Божие, пришедшее в силе» ощутил в себе благоразумный разбойник, который и вошел в рай.
Накануне, на утрене, после великого славословия, из алтаря на середину храма был вынесен Крест, которому совершалось поклонение. Сегодня на Литургии вместо Трисвятого пелся тропарь Кресту: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Крест будет пребывать на середине храма в течение шести дней, почему вся седмица именуется Крестопоклонной. Обратно в алтарь он будет унесен в пятницу, 28 марта. Церковь выставляет в середине Святой Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
Богослужение завершилось молебном ко Пресвятой Богородице. По благословению митрополита Алексия, с ноября этого года, после поздней воскресной Божественной литургии и в богородичные праздники после отпуста в Свято-Симеоновском кафедральном соборе совершается молебен Пресвятой Деве. Духовенство и прихожане с воодушевлением вместе пропели молитву Пресвятой Богородице «Царице моя Преблагая».
Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора
(13)