9 февраля Церковь Неделей о мытаре и фарисее начала готовить своих чад к Великому посту. Собственно, еще 2 февраля, когда за воскресным богослужением читался отрывок из Евангелия от Луки (Лк.19:1-10) о начальнике мытарей Закхее, великопостный настрой начал создаваться. Речь шла о желании и возможности человека изменить свою жизнь к лучшему. Следующее воскресное евангельское чтение (Лк.18:10-14) показывает и способ, каким образом можно изменить свою жизнь: необходимо стяжать смирение.
Накануне Недели о мытаре и фарисее в субботу, на вечерне, впервые открыта была Триодь Постная, книга богослужений Великого поста, и к обычным воскресным стихирам и канонам были прибавлены стихиры и каноны этой Недели. Они посвящены смирению, необходимому для истинного покаяния.
Впервые на этой вечерне поются тропари, которые будут сопровождать нас в продолжение всего Великого поста («Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице» и «Множества содеянных мною лютых…»):
Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но, яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.
(Перевод: Отвори мне двери покаяния, Податель жизни, потому что моя душа с раннего утра стремится к святому храму Твоему, так как храм моего тела весь осквернен: но Ты, Щедрый, очисти меня Твоею милостию.)
На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми, и в лености все житие мое иждих: но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.
(Перевод: Наставь меня, Богородица, на путь спасения, потому что постыдными делами я осквернил мою душу и в лености провел и истратил все дни моей жизни: но Твоими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.)
Множества содеянных мною лютых помышляю окаянный, трепещу страшного дне судного: но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.
(Перевод: Думая о множестве дурных дел, которые совершил я, несчастный, я трепещу при мысли о дне страшного суда. Но, надеясь на Твою исполненную любви доброту, как Давид, я взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.)
Все напоминает нам о том, что мы не должны превозноситься, должны избрать смиренный образ мыслей и чувств, не гордиться своими делами и свершениями. В том числе на это указывает и то, что 1-я приуготовительная седмица являлась сплошной, т.е. нет поста в среду и пятницу.
(1)