24 июня 2024 года, в День Святого Духа, ключарь Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Владимир Маничев совершили Литургию святителя Иоанна Златоустого в главном храме Челябинской епархии. Ему сослужил клирик собора иерей Андрей Григорьев.
На Литургии был прочитан отрывок из Послания апостола Павла Ефесянам (Еф. 5:8-19), в котором апостол призывает поступать учеников своих как чад света, имеющих плод Духа, который состоит в благости, праведности и истине. Он также призывает быть осмотрительными, не творить дел тьмы, дорожа временем. Он призывает ефесян «исполняться Духом», назидая себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, воспевая Господу.
На Литургии был также был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея (Мф. 18:10-20), в котором Господь Иисус Христос учит не презирать «ни одного из малых сих», ибо Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Небесного. Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Нет воли Отца, чтобы погиб даже один из малых сих. Также Господь учит, что согрешающего брата надо сначала увещевать наедине, потом с другими братьями, а если не поможет – сказать Церкви. Что свяжут Его ученики на земле, будет связано на небе, и так же – с разрешением. Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них, говорит Господь.
В проповеди ключарь Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Владимир Маничев отметил, что закончились богослужения по Цветной Триоди – этот период включал 50 дней. А до этого богослужения совершались по Постной Триоди, и этот период тоже был продолжительным: включал три подготовительные недели, время Великого поста и Страстной седмицы.
«Все это время Церковь подготавливала нас, чтобы мы задумались, насколько правильно мы решаем проблему взаимоотношений, о которой говорят две главные заповеди. В Троицкую родительскую субботу, мы завершали чтение Евангелия от Иоанна. В евангельском отрывке Господь спрашивал нас в лице апостола Петра: «Любишь ли меня?». Петр отвечал утвердительно. И у нас, когда мы говорим «люблю» и «прости» происходит то же самое: когда мы говорим «люблю», это совсем не означает, что мы по-настоящему любим. Сердцеведец Господь, зная это, продолжает обращаться к Петру: «Паси агнцев Моих… Паси овец Моих». Складывается ощущение, что Петру отдается предпочтение перед другими – ему поручается пасти стадо. Но Господь знает наше стремление любой хороший поступок вменить себя в заслугу, а также и то, что дух злобы подстерегает нас на этом пути тщеславием. Между тем, «пастырь добрый душу свою полагает за овцы» – это говорит о необходимости внимания к сердцу ближнего. Мы должны проявлять заботу о глубине ближнего, который есть «начаток духа» и который предполагает вырасти в конечном итоге в меру полного возраста Христова», – сказал отец Владимир.
Священник также отметил, что с сегодняшнего дня на богослужениях в Церкви начинается чтение Евангелия от Матфея. Оно будет продолжаться ровно 11 недель, 77 дней. В Евангелии от Матфея апостол Петр будет спрашивать Господа, сколько раз прощать ближнего, согрешающего против него – до 7 ли раз? Господь отвечает: «Не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз» (Мф.18:22). Завершится чтение этого Евангелия 77-м зачалом – на 77-й день чтения Евангелия от Матфея, притчей о «правильном» заимодавце.
Отец Владимир напомнил, что сегодня Церковь празднует День Святого Духа.
«Где Дух Господень, там свобода», – говорит апостол Павел (2 Кор. 3:17). Когда человека переполняет благодать духа, он и к подвигу готов, и ощущает себя свободным. Но в сегодняшнем Евангельском чтении говорится: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10). Презирающий другого связывает самого себя, лишается свободы. «Если свяжете кого на земле, то будете связаны на небе, и, если разрешите, – будете разрешены на небе», – говорится в Евангелии. Если брат согрешил против тебя, Евангелие предлагает решить проблему через общение с братом один на один. Если брат не слушает, продолжает стоять на своем, то можно призвать свидетелей, но не за тем, чтобы загнать брата в угол и обличить, а показать ему его неправоту. Если и этого недостаточно, то нужно призвать Церковь – апеллировать к традиции, к закону. Если же «не послушает Церковь, то будет тебе как язычник и мытарь»», – сказал отец Владимир.
И вот на этом месте многие спотыкаются, отметил священник, как и на том месте в Евангелии, где сказано «не мечите бисер перед свиньями».
««Язычник и мытарь» заслуживают особого сострадания, за них особо нужно помолиться, – сказал отец Владимир. – и Церковь не случайно напоминает нам об этом в День Святого Духа, заботясь о нашей свободе. Ощутить Бога в сердце можно не тогда, когда мы обличаем и связываем друг друга, вместе молимся о чем-то очень важном. Потому что, «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». (Мф.8:20). А все мы хотим, что посреди нас был Господь».
Священник напомнил, что полноту благодати Святого Духа можно ощутить, только не презирая никого, но напротив, прощая и молясь за обижающих, проклинающих и ненавидящих нас.
Для самого ключаря Свято-Симеоновского кафедрального собора День Святого Духа является особенным днем: в этот день в 1982 году он впервые вошел в храм Вознесения Господня в Каслях для служения Господу.
После Литургии было совершено величание на День Святой Троицы перед праздничной иконой Святой Троицы на аналое посреди храма. На этой неделе продолжается попразднство Святой Патидесятницы.
После Дня Святой Троицы, в понедельник 1-й седмицы по Пятидесятницы, Церковь празднует День Святого Духа. Синксарь Цветной Триоди отмечает, что празднование Самому Всесвятому, Животворящему и Всемогущему Духу, Одному из Троицы Богу, Который равночестен и единосущен Отцу и Сыну и с Ними вместе прославляется, совершается ради чести Святого Духа. В самый день Пятидесятницы Святой Дух сущностным образом сошел на апостолов в Сионской горнице, где те пребывали, и опустился на каждого из них в виде огненных языков.
Дух Святой приходит не сразу вслед за тем, как вознесся Иисус, но после десяти дней по Вознесении, чтобы сделать ожидающих Его учеников еще более усердными, говорит Синаксарь. В десятый день пришел Утешитель, поскольку уже совершилось через Сына примирение неба и земли.
В виде языков Дух сходит для указания, что Он Живому Слову сродни или потому, что апостолам предстояло учить и обращать народы через слово. Бог есть огнь поядающий (поэтому огненные языки), а еще очищающий; разделяются языки по причине разделения даров, поясняет Синаксарь.
Дух Святой творит все, будучи самовластным, всесильным, благим, правым и властительным. Через Него вся премудрость, жизнь, движение и все, причастное святыне и всякой жизни. Как исходящий от Отца, имеет Он попросту все то же, что Отец и Сын, кроме нерожденности и рождения.
Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора
(5)