19 мая 2024 года, в Неделю 3-й по Пасхе (памяти святых жен-мироносиц), ключарь Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Владимир Маничев совершил Литургию святителя Иоанна Златоустого в главном храме Челябинской епархии. Отцу Владимиру сослужил клирик собора иеромонах Даниил (Колесников).
На Литургии был прочитан отрывок из Книги Деяний святых апостолов (Деян. 6:1-7), в котором говорится о произошедшем ропоте евреев из стран языческих на евреев Иерусалимских за то, что вдовицы их были пренебрегаемы в ежедневном раздаянии потребностей. Двенадцать апостолов при поддержке христианской общины решили избрать для этих дел семь человек (в том числе первомученика архидиакона Стефана) для отправления этих служб, в то время как остальная община основное внимание уделяла молитве и проповеди слова Божия.
За Литургией также был прочитан отрывок из Евангелия от Марка (Мк. 15:43-47, 16:1-8), в котором говорится о том, как Иосиф Аримафейский после смерти Иисуса Христа пришел к Понтию Пилату и просил отдать тело Иисуса для погребения. Пилат отдал тело. Иосиф купил плащаницу, обернул тело Иисуса и положил Его во гроб, привалив к двери гроба тяжелый камень. В первый день недели на гроб пришли жены-мироносицы (Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия) помазать тело Иисуса ароматами. Они нашли, что камень отвален от гроба, а внутри находится Ангел, который возвестил им о Воскресении Господа и сказал, что они встретят Иисуса в Галилее. Он повелел им сообщить об этом ученикам, но женщины в ужасе поспешили от гроба и никому ничего не сказали, потому что были объяты страхом.
В проповеди иеромонах Даниил (Колесников) отметил, что чествуемые сегодня святые жены-мироносицы проявили лучшие женские качества. Также сегодня Церковь чествует память праведных Иосифа Аримафейского и Никодима, положивших Христа во гроб.
«Праведный Иосиф Аримафейский и Никодим были тайными учениками Иисуса Христа, — сказал отец Даниил. – Возможно, что именно Иосиф Аримафейский передал подробности суда над Христом. Он «опомнился», пришел просить у Пилата тела Христова для погребения. Это было очень смелым поступком».
Однако первым Воскресший Христос явился женам-мироносицам, которые были со Христом до конца.
«Иногда мы осуждаем сердечные порывы женщин, когда они действуют, следуя им, но именно так поступили жены-мироносицы, которые рано утром пошли помазать тело Христа миром, не зная, кто отвалит тяжелый камень от двери гроба, что скажет им стража. Ими движет чистое сердечное движение», — сказал отец Даниил.
Иеромонах привел слова одного миссионера, который сказал, что женщины, в сложные периоды истории сохранявшие верность Церкви, спасали ее от гонений. Он призвал всех следовать примеру жен-мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима, заботясь о других с любовью и с открытым сердцем.
По окончании богослужения протоиерей Владимир Маничев сердечно поздравил прихожанок с днем памяти святых жен-мироносиц, а иеромонах Даниил подарил каждой женщине памятную открытку, специально изготовленную Детской Воскресной школой Симеоновского собора к этому празднику.
В Неделю 3-ю по Пасхе Святая Церковь празднует память святых жен-мироносиц, из которых наиболее известны: Мария Магдалина, Саломия (жена Зеведея, мать апостолов Иоанна и Иакова), Иоанна (жена Хузы, домоправителя царя Ирода), Мария и Марфа (сестры Лазаря Четверодневного), Мария (жена Клеопы) и Сусанна. Также вспоминается Иосиф Аримафейский, тайный ученик Иисуса Христа, и приходивший ночью беседовать с Господом фарисей Никодим.
Жены-мироносицы были первыми свидетельницами воскресения Иисуса Христа, а Иосиф и Никодим – свидетелями Его погребения.
Никодим, не склонившийся к единомыслию с иудеями, был отлучен от синагоги. Иосиф Аримафейский после погребения тела Господня был ввержен идеями в яму, однако силою Божией был исторгнут оттуда и попал на родину свою в Аримафею. По Воскресении, Христос явился ему, пребывающему в узах, и поведал о тайне Воскресения, которую он затем проповедал.
Жены-мироносицы первыми увидели Воскресение Христово и благовестили о нем ученикам, т.к. надлежало, чтобы женский пол, первым греху подпавший и проклятие унаследовавший, первым узрел и Воскресение; род женский, услышавший «в болезнех родиши чад», первым и радости внял, объясняет Синаксарь Цветной Триоди.
Мироносицами жены были названы потому, что пришли рано утром в воскресный день помазать тело Господа миром, так как в пятницу при погребении тела, по иудейскому обычаю, помазали его, но не надлежащим образом, ибо плащаницей обвили и гробу предали после того, как возложили сверху преимущественно смирну с алоэ. Теперь приходят пораньше, чтобы оплакать и помазать Его драгоценным миром, восполнив то, что по недостатку времени упустили тогда.
Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора
(68)