29 апреля 2024 года, в Великий Понедельник Страстной седмицы, священнослужители Свято-Симеоновского собора во главе с ключарем собора протоиереем Владимиром Маничевым совершили Литургию Преждеосвященных Даров в главном храме Челябинской епархии. Отцу Владимиру сослужили клирики собора: протоиерей Иоанн Герасимов, иеромонах Иосиф (Реутов), иерей Валерий Кузьмин.
В Великий Понедельник Церковь вспоминает блаженного Иосифа прекрасного и засохшую смоковницу, поскольку отсюда берет начало седмица святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа, а прообраз Его в Ветхом Завете – Иосиф (последний сын патриарха Иакова, рожденный от Рахили и проданный из зависти братьями за тридцать сребреников (20 златниц) измаильтянам), — сообщает Синаксарь Постной Триоди.
Иосиф раздает в Египте хлеб во время голода, прообразуя питающего нас Хлебом Небесным – Своею Животворящей Плотью – Иисуса Христа.
В этот же день Церковь вспоминает и о засохшей смоковнице, которую проклял Господь Иисус Христос на другой день после входа Своего в Иерусалим. Смоковница означает иудейское сонмище: Спаситель, не обретя в нем достойного плода, а только тень закона, и это отнял у иудеев. Владыка Христос этим убеждает людей неблагодарных, что имеет силу справедливо наказывать. Смоковница – это всякая душа, не приносящая никакого духовного плода.
На Литургии был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея (Мф.24:3-35), в котором Господь говорит Своим ученикам о признаках последних времен и предпосылках Второго Своего Пришествия: глады, моры, землетрясения, а также – оскудение любви в людях, гонения, явление лжепророков; проповедь Евангелия Царствия всей вселенной. Также Господь говорит о том, как произойдет Второе Его Пришествие и подтверждает истинность этого пророчества.
В проповеди клирик Свято-Симеоновского кафедрального собора иерей Валерий Кузьмин отметил, что, даже находясь в храме за богослужениями Страстной седмицы, мы не должны быть только наблюдателями описываемых в Евангелии событий.
«Муки Пресвятой Богородицы, которая остро переживала страдания Своего Божественного Сына и Его смерть на Кресте, были безмерны – переживаем ли мы вместе с Ней или же бежим от этого, как бежали почти все ближайшие ученики Господа? – сказал отец Валерий. Не уподобляемся ли мы иудеям, которые еще вчера встречали Иисуса Христа криками «Осанна в вышних!», а на следующий день уже кричали: «Распни, распни Его!»».
Отец Валерий призвал использовать любую возможность помочь ближним, и в эти дни Страстной седмицы постараться быть рядом со Христом, как были рядом с Ним Его Пречистая Матерь и жены-мироносицы.
«Если мы остаемся со Христом в последние дни и часы Его Страданий на Земле, мы сможем радостно встретить Его в день Светлого Воскресения Христова», – сказал отец Валерий.
В первые три дня Страстной седмицы Церковь совершает одинаковое богослужение: великое повечерие и Литургию Преждеосвященных Даров. Эти богослужения делают нас участниками Крестного пути Христова и призывают нас на подвиг духовного бодрствования. В эти три дня Церковь постановила прочитывать за богослужением всю Псалтирь (кроме 118-го псалма, который отнесен к Великой Субботе). Этим чтением изображаются ожидания Искупителя; молящиеся приводятся к пониманию глубокого падения природы человеческой до Воплощения Христа, чающей единственно оправдания свыше.
Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора
(15)