27 января 2024 года, в субботу 34-й седмицы по Пятидесятнице, а также в день Отдания праздника Богоявления и памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, (335 г.), ключарь Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Владимир Маничев совершил Божественную литургию в главном храме Челябинской епархии. Ему сослужили: протоиерей Иоанн Герасимов и иерей Валерий Кузьмин. После Литургии был отслужен молебен с акафистом праведному воину Феодору Ушакову.
За богослужением был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея (Мф.25:1-13), который представляет собой притчу о десяти девах, из которых пять было мудрых, а пять неразумных (юродивых). Мудрые вышли встречать жениха с запасом масла (елея), а неразумные масла не взяли, и светильники последних начали угасать. Мудрые посоветовали им пойти приобрести елея, но пока юродивые девы ходили за елеем, пришел жених, готовые вошли с ним на брачный пир и двери затворились. Таким образом, юродивые девы не попали на брачный пир. Господь говорит: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».
В другом прочитанном отрывке из Евангелия от Луки (Лк.14:1-11) говорится об исцелении Господом нашим Иисусом Христом страждущего водяною болезнью в доме одного из начальников фарисейских. Господь вопрошает фарисеев, можно ли исцелять в субботу, на что они отвечают молчанием. Тогда Он указывает им, что, если у них вол или осел упадет в колодезь субботу, они тотчас спешат его вытащить, тем более следует оказать милость человеку. Иисус Христос также советует званым на брак выбирать скромное место, чтобы хозяин при необходимости мог оказать им честь и пересадить на более достойное место, «ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».
В проповеди протоиерей Владимир Маничев, говоря о притче о десяти девах, напомнил, что согласно толкованию этой притчи преподобным Серафимом Саровским, елей есть благодать Святого Духа. Затворенные двери брачного пира говорят о смерти, итоге человеческой жизни.
«Юродивые девы увидели недостаток в своих светильниках елея, а как же нам увидать недостаток Святого Духа в нашей душе? – сказал отец Владимир. – Во время праздника Сретения Господня, мы будем вспоминать о смерти Симеона Богоприимца, который, согласно Святому Преданию, ожидал встречи со Христом более трехсот лет. Увидев Богомладенца, он радостно воскликнул: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыка, по глаголу Твоему, с миром». А в покаянном каноне мы слышим: «плачу и рыдаю, когда помышляю смерть». Присутствие благодати Святого Духа в сердце трудно с чем-либо спутать. В критические моменты жизни мы вспоминаем о покаянии, о смирении, а Бог смиренному дает благодать. Тогда человек ощущает в сердце полноту радости».
Также священник напомнил о поучении преподобного Серафима Саровского, который говорил, что все нужно делать во славу Бога. Отец Владимир в этой связи сравнил рутинный труд обработки детали на станке с той же самой работой, облагороженной высшей целью (выточенные детали приближают армию и страну к победе над врагом). В этом случае жизнь работника наполняется «елеем» (смыслом).
«В любом деле важно желание поделиться, — сказал отец Владимир. – Апостол Павел учит: блаженнее отдавать. Это означает: жить не для себя. Блаженны те, кто делится. Но ведь мудрые девы не поделились своим елеем с юродивыми. По человеческому мудрованию, они поступили неправильно. Но речь в притче не о них, а о нас и о последнем рубеже нашей жизни. На этом рубеже мы должны дать себе ответ: радуемся ли мы жизни, уподобившись Симеону Богоприимцу, или же заплачем и зарыдаем, помышляя о смерти».
В проповеди перед причащением верующих иерей Валерий Кузьмин напомнил, что человек совершает добрые дела в том числе и для того, чтобы его лампада веры не потухала. В этой связи он вспомнил о добром житии равноапостольной Нины, просветительницы Грузии.
«Святая Нина, как и благоразумные девы из евангельской притчи, всю свою жизнь копила елей добрых дел, — сказал отец Валерий. – С детства она была воспитана в христианской вере, и по молитвам к Пресвятой Богородице, отправилась на дело обращения в веру Христову жителей Иверии (Грузии). Первоначально царь Грузии и его сановники отвергли святую Нину и даже хотели ее казнить. Но мгла покрыла Грузию, царь ослеп, и только по молитвам святой Нины царь получил исцеление, а Грузия приняла христианство».
Говоря о втором прочитанном евангельском отрывке (из Евангелия от Луки), отец Валерий призвал всех следовать совету Господа: не выбирать для себя первые места за столом, а вести себя скромно, так что другие сами предложат человеку, к его чести, нечто лучшее, если он того достоин.
В конце богослужения были пропеты тропарь праздника и величание. Протоиерей Владимир Маничев, взяв с аналоя в центре храма икону праздника Богоявления, поднялся на амвон и перекрестил иконой прихожан, и затем внес икону в алтарь. Праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Святое Богоявление) отмечался 19 января; попраздноство Богоявление продолжается с 20 по 26 января. 27-го января – отдание праздника Богоявления.
После Литургии был совершен молебен с акафистом святому праведному воину Феодору Ушакову, прочитана молитва и пропето величание этому святому.
С октября 2022 года, по благословению митрополита Челябинского и Миасского Алексия, по субботам после Божественной литургии в Свято-Симеоновском кафедральном соборе совершается молебен о воинах с акафистом святому праведному воину Феодору Ушакову.
Помолиться перед образом святого праведного Феодора Ушакова о мире и прекращении распрей, о здравии православных воинов в храм приходят родные и близкие бойцов – участников Специальной военной операции, а также все неравнодушные к судьбе Отечества, которое сегодня переживает время тяжких испытаний.
Во время молебна верующие имеют возможность подать в храме священнику записки для поминовения родных и близких, чтобы соборно попросить Господа Иисуса Христа защитить тех, кто находится в зоне боевых действий, сохранить Отечество, водворить мир и любовь в сердцах.
Феодор Ушаков – знаменитый русский флотоводец, адмирал, командовавший в 1790-1798 годах Черноморским флотом, а в 1798-1800 годах русско-турецкой эскадрой в Средиземном море.
Руководимый Феодором Ушаковым флот одержал победу в пяти крупных морских сражениях; в боях не был потерян ни один корабль, ни один подчиненный адмирала не попал в плен.
В 2001 году Феодор Ушаков Русской Православной Церковью был причислен к лику святых как праведный воин.
Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора
(7)