Продолжая тему о традиции целования верующими Чаши после причащения Святых Христовых Таин, поднятую в проповеди 20 августа ключарем Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиреем Владимиром Маничевым, приводим мнение другого протоирея — Димитрия Шушпанова из Среднеазиатского митрополичьего округа.
Как отмечает протоиерей Димитрий Шушпанов, традиция целования чаши после причащения, закрепленная в нашем служебнике, это – традиция, сформировавшаяся лишь в Русской Православной Церкви. Она не имеет канонического обоснования в практике древней Церкви (то есть, это традиция – не каноническая). И в целом ряде современных Поместных Православных Церквей, например – в Греческой, миряне к богослужебным сосудам не прикасаются, и не лобызают их. http://priest.today/questions/167
«Читая на форумах обсуждение этого вопроса, я обратил внимание на то, что некоторые священнослужители перестают давать чашу для целования после причастия, по причине опасных ситуаций, регулярно из-за этого возникающих: люди крестятся перед чашей, толкают её с опасностью пролить Святые Дары. Ответственность же за подобные инциденты, ложится, прежде всего, на пастыря, из-за чего, в ряде случаев, они и пресекают практику лобызания чаши. Один священник написал, что вообще не видит смысла в данном обычае, ведь после принятия Святых Даров, Тот, Кто почивает в святой чаше, и Тот, кто вошел в причастника, Один и Тот же Христос. http://forum-slovo.ru/index.php?topic=51791.60
Кроме того, сомнения вызывает и тот факт, что люди, ещё не запив Святые Дары теплотой, целуют святую чашу. И хотя уста им вытирают платом, однако остатки Крови Христовой все равно остаются. И чаша от этого, покрывается налётом Святых Даров в месте её лобызания. Согласитесь, что правильным такое положение вещей назвать нельзя».
Протоиерей Димитрий Шушпанов
(59)