Ключарь Свято-Симеоновского собора рассказал о том, как причастники должны вести себя, подходя к Чаше

 

20 августа 2023 года после совершения Божественной литургии в Свято-Симеоновском кафедральном соборе ключарь собора протоиерей Владимир Маничев в проповеди сказал о том, как причастники должны вести себя, подходя к Чаше.

 

 

Поздравив причастников с принятием Святых Христовых Таин, отец Владимир напомнил, что Церковь еще называют «тихим пристанищем измученного мира», подчеркивая таким образом, что зачастую человек приходит в храм, когда ему становится плохо, появляются проблемы.

 

«Мы приходим в храм, чтобы нам стало легче, чтобы мы научились радоваться, — сказал отец Владимир. – Речь идет о состоянии нашей души – не случайно, обращаясь к Святому Духу, мы называем Его Утешителем. Когда нам хорошо, мы говорим: «Какая благодать на душе». Говорим так потому, что на душе стало легко. Это и есть критерий оценки жизни: если нам не легко, значит что-то с нами не в порядке. В особенности это касается Таинства Причастия».

 

«В Таинстве Причастия мы встречаемся с Богом, — напомнил отец Владимир. – Однако некоторые, по всей видимости, не считают эту встречу состоявшейся, если они не поцелуют Чашу (Потир). Иногда священник не дает целовать Чашу после Причащения из-за чрезмерной ревностности причастников, которые настолько переполняются чувствами и целуют Чашу с такой силой, что появляется риск, что у священника Чашу просто выбьют из рук. Между тем, если хоть капля Крови Господней прольется из Чаши, священника запрещают в служении».

 

При этом случается, что причастник требует у священник опустить плат и дать ему поцеловать Потир. Случается также, что причастник, не спрашивая разрешения у священника, сам пытается отодвинуть плат и поцеловать Чашу. Но является это настоящим благочестием?

 

«В Евангелии сказано: Царствие Небесное внутрь вас есть. И в то же время в Евангелии говорится о том, чему можно уподобить Царство Небесное – почему так? — вопросил отец Владимир. —  Речь все время идет о состоянии нашей души: в мире она пребывает или же нет. Желание во что бы то ни стало поцеловать Чашу выдает в человеке немирное состояние его души. Вспоминаются слова Христа: «даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин.16:2). В крайних случаях, если человеку не дали поцеловать Чашу, то он уже думает, что в праве причинить вред здоровью священника. Разве это говорит о душевном благополучии?»

 

Священник отметил, что Церковь все время учит нас решать проблему взаимоотношений с Богом и с ближними, потому что в заповедях о любви к Богу и ближнему – «весь закон и пророки». В Церковь человек прежде всего приходит для того, чтобы научиться любить. Традицию следует уважать, но не уподобляться книжникам и фарисеям, которые ради своих представлений о должном и о традиции распяли Истину – Христа. Если же мы в угоду своим представлениям противимся Истине, которая выражается в любви, то мы далеки от Бога.

 

«Господь сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13), — напомнил отец Владимир. —  Готовы ли мы, переступив порог храма, умереть из любви к Богу и ближним, подобно тому, как это сделали 20000 Никомидийских мучеников, заживо сожженных в храме? Мы также должны стремиться иметь такую любовь».

В наших публикациях под рубрикой «Просветитель» (по названию главного богословского творения преподобного Иосифа Волоцкого (1440-1515 годы)) мы будем регулярно возвращаться к правилам поведения верующих в храме и рассказывать о рекомендуемых Церковью правилах подготовки к Таинствам, в первую очередь — к Таинствам Покаяния (Исповеди) и Причастия.

Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора

 

 

 

 

 

(40)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *