28 мая 2023 года, в Неделю 7-ю по Пасхе, священнослужители Свято-Симеоновского кафедрального собора во главе с ключарем собора протоиереем Владимиром Маничевым совершили Литургию святителя Иоанна Златоустого в главном храме Челябинской епархии. В Неделю 7-ю по Пасхе Православная Церковь празднует память святых отцев I Вселенского Собора.
Говоря о смысле нынешнего праздника, Синаксарь Цветной Триоди в Неделю святых 318 Богоносных отец, иже в Никеи, поясняет: поскольку Господь Иисус Христос, понеся нашу плоть, неизреченным образом исполнил весь замысел о нас и возвратился к Престолу Отца, то святые мужи, желая показать, что Сын Божий воистину стал Человеком, что совершенный Человек и одновременно Бог вознесся и воссел одесную величия Отца в вышних и что сей собор святых отцов таковым Его провозгласил и исповедовал имеющим одну сущность с Отцом и чтимым с Ним наравне, — установили после славного Вознесения нынешний праздник, как бы расширяя тем самым собрание стольких отцов, сие проповедующих: во плоти вознесшегося Бога истинного и во плоти же совершенного Человека.
Первый Вселенский Собор состоялся при императоре Константине Великом в 325 году, в двадцатый год его царствования. Собор обличил и ниспроверг ересь Ария, который отвергал Божество Иисуса Христа. Также Собор утвердил святой Символ веры (до слов «И в Духа Святого…», дальнейшее восполнил Второй Собор). Также Первый Собор закрепил празднование Пасхи во время, отличное от того, когда Пасху празднуют иудеи.
На Литургии был прочитан отрывок из Книги Деяний святых апостолов (Деян. 20:16-18, 28-36), в котором рассказывается о том, как святой первоверховный апостол Павел беседовал в Ефесе с пресвитерами, которые пришли к нему из Милита. Он заповедал им пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею. Павел говорит: знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Таким образом святой апостол предсказывает появление разного рода еретиков, извращающих учение Христово и желающих погубить Церковь Его, предостерегает от них, велит пастырям быть бдительными.
На Литургии был также был прочитан отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 17:1-13). Эту главу еще именуют «Первосвященнический молитвой», в которой Господь Иисус Христос обращается с молением к Богу Отцу, прося Его соблюсти и сохранить Своих учеников, а также и всех тех, кто уверовал или уверует в Иисуса Христа.
В своей проповеди ключарь Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Владимир Маничев напомнил, что Иисус Христос является замыслом Божиим о человеке.
«Господь Иисус Христос сказал: Я есть путь, и истина, и жизнь; Он также называет себя «светом», призывает научиться от Него кротости и смирению, — отметил отец Владимир. – Если мы вмещаем в себя эти добродетели и способны видеть их в ближних, значит жизнь вечная касается нашего сердца. «Потусторонний мир» — это область духа, край души, то есть то, что непосредственно касается нашего сердца».
В проповеди перед причащением верующих клирик Свято-Симеоновского кафедрального собора иерей Андрей Григорьев сказал об огромном значении Первого Вселенского Собора для Церкви.
«На этом соборе и последующих Вселенских Соборах Церкви были приняты положения, следуя которым, мы можем называть себя православными христианами», — подчеркнул священник.
Отец Андрей напомнил слова апостола Павла из отрывка из «Деяний святых апостолов», прочитанном за богослужением, который говорит, что «по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою».
«В другом месте апостол Павел замечает, что если он или даже ангел с неба будут учить не тому, чему учили изначала, то не следует принимать такого учения, — сказал отец Андрей. – По гордыне, некоторые люди считают себя выше святых Вселенских соборов и развращают других своими учениями. Между тем, в Евангелии Господь Иисус Христос призывает нас быть внимательными к себе, испытывать, не является ли свет внутри нас тьмой. Не исправив своего сердца, не имея откровений от Бога, мы часто ошибаемся: если линейка кривая, то и прочерченная по такой линейке линия будет кривой».
Смиренный человек способен признать собственную неправоту, а гордый человек будет среди других искать виноватых в своих ошибках.
«Для нас этой «правильной линейкой» являются каноны семи Вселенских Соборов», — продолжил мысль отец Андрей.
Священник также напомнил, что самый первый собор был апостольским и состоялся в Иерусалиме в I веке. О нем рассказывается в «Деяниях святых апостолов». Соборное сознание Церкви свидетельствует, что действует по указанию Духа Святого («Изволися Духу Святому и нам…»). На этом соборе были приняты правила для принимающих христианство язычников: не вкушать идоложертвенного, удавленины, крови животных, удерживаться от блуда и не делать другим того, чего не хотим себе. Было положено не обременять новообращенных христиан многочисленными правилами Закона Моисеева, чтобы христиане могли больше внимания посвящать внутреннему, поклоняться Богу в духе и истине. Но эту свободу христиане не должны обращать в повод к распутству, должны постоянно стараться исправлять свои мысли и сердце.
«Учение Господа Иисуса Христа надо понимать так, как его толкует Предание Церкви, а не так, как заблагорассудится, — подчеркнул отец Андрей. – Отступившие от Предания, в котором дышит Дух Святой, доходят до того, что благословляют однополые браки. Так человек тьму в себе принимает за свет. Нам же подобает внимать учению святых отцов и свое мнение сообразовывать с мнением Вселенских соборов. Не Церковь мы должны подстраивать под себя, а сами строить свою жизнь по учению Церкви. Тогда нам станут понятны слова Господи из сегодняшнего евангельского чтения: «Сия есть жизнь вечная: да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа». Всякий дух, не исповедующий Христа Распятого – дух антихриста, дух обольщения. Дух Христов проповедует нам смирение».
Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора
(31)