В пятницу Светлой седмицы священнослужители Свято-Симеоновского кафедрального собора совершили Литургию и освятили воду в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

 

21 апреля 2021 года, в пятницу Светлой седмицы, священники Свято-Симеоновского кафедрального собора во главе с ключарем собора протоиереем Владимиром Маничевым совершили в главном храме Челябинской епархии Литургию святителя Иоанна Златоустого. После Литургии состоялось освящение воды в связи с праздником иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

 

 

За Литургией было прочитано два отрывка из Евангелия.

В первом отрывке из Евангелия от Иоанна (Ин.2:12-22) говорится о том, как Иисус пришел в Иерусалим и на праздник Пасхи и выгнал торгующих и меновщиков денег из храма. При этом сказал продающим голубей: «Возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли». Иисус Христос также предсказывает Свою смерть и Воскресение через три дня.

Во втором отрывке из Евангелия от Луки (Лк.10:38-42; 11:27-28), который обычно читается в Богородичные праздники, говорится о приходе Иисуса Христа в дом Марфы и сестры её Марии; Марфа хлопотала об угощении, а Мария сидела у ног Иисуса и слушала Его слова. На упрек Марфы, что сестра не помогает ей в приготовлении угощений, Господь сказал, что Марфа печется и суетится о многом, а Мария избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

 

В проповеди ключарь Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Владимир Маничев отметил, что в эти Пасхальные дни заботливая наша Мать-Церковь указывает нам на причины, которые мешают нам вкусить настоящую радость во Христе, ощутить Воскресение в своем сердце.

Во вторник Светлой седмицы за Литургией читался отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 24:12-35), в котором рассказывалось о двух учениках Иисуса (по преданию, это были сам евангелист Лука и Клеопа), шедших из Иерусалима в селение Эммаус и беседовавших о взятии, распятии, страданиях и смерти Спасителя. Иисус присоединяется к ним и, не будучи узнан, беседует с ними и разъясняет им суть произошедших событий. После этого Иисус хотел оставить их, но Лука и Клеопа удержали Его, потому что день склонялся к вечеру. Во время трапезы Иисус благословляет хлеб, преломляет и подает сотрапезникам, после чего «открылись у них глаза» и они узнали в своем спутнике Иисуса Христа.

«То, что ученики не узнали Христа, – это напоминание нам о том, на что нам в первую очередь нужно обращать внимание, — сказал отец Владимир. – В учениках «сердце горело», когда с ними беседовал Христос, но они не обратили на это должного внимания, и Иисус не был ими узнан. «Горение сердца» — это напоминание о Царстве Небесном, которое «внутрь нас есть». Поэтому мы все время должны прислушиваться к своему сердцу, чтобы понять, в каком оно состоянии».

 

«По-осетински «тоска» – это место, где совершается убийство и орудие, которым совершается убийство; а это «место» и «орудие» не что иное, как сердце человеческое, — пояснил священник. – Мы должны быть внимательны к своему сердцу. В прочитанном сегодня отрывке из Евангелия Иисус Христос изгоняет торгующих из храма. Это напоминает нам о нашем маловерии, сомнениях, страхе, которые мешают нам отказаться от пристрастия к материальному, являются причиной, по которой мы прилепляемся к нему. В Неделю жен-мироносиц Церковь напомнит нам о страхе, который испытывали эти жены, почему и не сказали никому о Воскресении Христа. Но в совершенной любви нет страха; боящийся не совершенен в любви. Сомнения и маловерие мешают человеку ощутить в сердце настоящую радость».

 

Когда мы пытаемся в сердце ощутить радость от общения с Богом, мы должны в первую очередь вспомнить о смирении. Потому что смиренному Господь дает благодать.

 

«Мы называем Бога «Утешителем», «Духом истины», так как утешает нас прежде всего присутствие благодати в сердце, которое дается смиренным, — пояснил отец Владимир. – Понятие об этом дает нам второй отрывок из сегодняшнего Евангелия, где речь идет о сестрах Марфе и Марии. Нам свойственно вменять себе в заслугу все наши усилия, связанные с желанием угодить Богу. Об этом напоминает нам образ Марфы. Но есть и другой путь, связанный с обнаружением в своем смиренном сердце залога благодати. Это образ Марии, которая избрала благую часть, которая не отнимется от нее. Сестры эти – образ души человеческой, желающей угодить Богу. Мы должны прежде всего заботиться о полноте внутренней, духовной жизни нашей, а не о внешней, куда мы направляем наши внешние устремления. Внутреннее отличается от внешнего примерно так, как лес, естественное Божие творение, отличается от города, творения рук человеческих».

 

Искусственные городские изобретения имитируют жизнь, но как таковой жизнью не являются. В естественном своем измерении жизнь человека наполняется смыслом. А осмысленность жизни проверяется состоянием сердца человеческого. Источником жизни и радости для человека является приближение к Богу. Но условием этого приближения, покоя, является для человека готовность взять на себя благое иго Христово, готовность умереть за ближнего своего.

«Мы вами и есть – Христос, так как мы крестились во Христа и в Него облеклись, — сказал отец Владимир. – Мы стараемся быть носителями Христа, и если в ближнем мы будем видеть Христа, то не совершим многих ошибок по отношению к ближним. Мы должны еще и умереть со Христом, чтобы быть с Ним всегда. В Евангелии Христос говорит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам». (Ин. 15:13-14). Христос умер за нас и воскрес. И если мы хотим быть всегда со Христом, мы должны быть готовы душу свою (жизнь) отдать за ближнего. О нашей готовности или неготовности мы можем узнать, если будем внимательны к своему сердцу».

 

В пятницу Светлой седмицы совершается празднование обновления храма Пресвятой Богородицы, именуемого «Живоносный Источник», а также воспоминание чудес, совершенных в сем храме Божией Матерью.

 

Как повествует Синаксарь Цветной Триоди, изначально храм был устроен царем Константинопольским Львом Великим, именуемом также Макеллом. Он был весьма милостив; еще будучи простолюдином, он встретил потерявшего зрения калеку и повел его за руку. Когда они поравнялись с тем местом, где впоследствии был воздвигнут храм в честь иконы «Живоносный Источник», мучимый жаждой слепец попросил Льва освежить его водой. Льву был голос свыше: набери илистой воды и утоли жажду слепца. Также ему было велено помазать этой водой очи слепца, который после этого прозрел.

 

Это было указание от Божией Матери, Которая также предсказала, что Лев станет царем. Когда это свершилось, над источником царь соорудил церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». На этом месте стали совершаться многочисленные чудеса и исцеления. Храм этот впоследствии несколько раз подвергался разрушению и восстанавливался в более совершенном виде.

 

После Литургии священники Свято-Симеоновского собора совершили в храме малое освящение воды. Вместе с прихожанами духовенство совершило традиционный для Светлой седмицы Крестный ход вокруг собора, с чтением Евангелия.

 

 

Богослужения Светлой седмицы отличаются особенным радостным и торжественным настроем. Сама седмица – сплошная, без постных дней. Во все дни Светлой седмицы в храмах совершается Литургия святителя Иоанна Златоустого, которая завершается Крестным ходом. С иконой, хоругвями, освященными хлебами и кроплением святой водой духовенство и верующие обходят по периметру храм; во время остановок читается Евангелие.

В субботу Светлой седмицы, 22 апреля, артос (хлеб), который с Крестным ходом всю неделю обносили вокруг храма, после Литургии будет раздробляться и раздаваться прихожанам. Весь год благочестивые христиане с молитвой вкушают его натощак, вместе со Святой водой.

 

Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора

 

 

(9)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *