Митрополит Алексий в Великий Вторник совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Симеоновском кафедральном соборе

 

11 апреля 2023 года, в Великий Вторник Страстной седмицы, митрополит Челябинский и Миасский Алексий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Симеоновском кафедральном соборе. Ему сослужило духовенство собора во главе с ключарем протоиереем Владимиром Маничевым.

 

 

В этот день Святая Церковь постановила вспоминать притчу о десяти девах, которую, по мнению святых отцов, Господь Иисус Христос обратил не только к своим ученикам, но и ко всем, кто заботится о своем Спасении. Господь призвал творить милостыню, добрые дела, духовно возрастать и заранее готовиться к исходу из этой жизни.

Синаксарь Постной Триоди напоминает, что девство – великая добродетель, но без творения дел милосердия оно становится бесполезным. Без елея добрых дел девство само по себе не способно ввести в Царство Небесное.

 

 

В Великий Вторник на Литургии был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея (Мф.24:36-26:2), в котором Господь говорит Своим ученикам о том, что время Его Второго Пришествия они знать не могут, как и Ангелы небесные, а потому надо быть в готовности, что это может произойти в любой момент. Господь призывает бодрствовать и заранее приобретать елей добрых дел и духовных даров, не закапывать в землю данные Богом таланты, а приумножать их во славу Божию. Наградой за достойное приготовление к встрече Господа станет умножение Его даров в будущей вечной жизни. Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда на Страшном Суде праведники будут отделены от грешников, и участь человека будет зависеть в первую очередь от творения им в жизни земной дел милосердия.

 

 

В проповеди клирик Свято-Симеоновского кафедрального собора иерей Андрей Григорьев напомнил, что за богослужением в эти дни читаются евангельские притчи, которые Господь наш Иисус Христос говорил народу и ученикам ровно в те же самые дни, накануне Свои Крестных Страданий. Особо клирик собора выделил притчу о талантах, тема которой звучит и в богослужебных песнопениях и чтениях Великого Вторника. Рачительные рабы удвоили данные им господином таланты, а раб ленивый сохранил талант, но не приумножил.

 

«Как говорит святитель Иоанн Златоуст, притча эта тесно связана с притчей о двенадцати девах, — сказал отец Андрей. – Она показывает, каким образом нужно было приобретать «елей» добрых дел и сохранять его и приумножать, чтобы быть готовым к встрече Жениха. Под именем «господина» в этой притче подразумевается сам Бог, Творец мира. В первую очередь имеется Христос, Сын Божий, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы. Он возносится на небо, а во Второе страшное Пришествие Свое Он приходит судить мир».

 

Священник уточнил, что для каждого человека время суда наступает еще до Второго Пришествия Христова – вместе с его смертью. Потому что, умерев, человек сам не может ничего делать – теперь за него молится Церковь, его близкие. А сам он должен дать отчет, как прожил свою жизнь.

 

«И девы юродивые просят Жениха пустить их на Брачный пир, и талант ленивым рабом вроде бы сохранен в целости, но и девы не входят на пир, и раб ленивый извергается во тьму кромешную, — подчеркнул отец Андрей. – Почему так? «Талантом» в нашем языке обозначается природное дарование человека, присущее ему от рождения. У каждого свой талант. Талант можно приобрести и приумножить в течение жизни человеческой. Приобретение богатства земного тоже зависит от таланта, данного от Господа. В Евангельском смысле «удвоить» талант можно, когда используешь его не только для себя, но и для других людей. Любое дарование связано с ответственностью: человек отвечает за то, как он распорядится данным ему талантом».

 

«Блаженный Феофилакт Болгарский замечает, что если вам встретится успешный человек, приобретший большое имущество и живущий в своё удовольствие, то можно утверждать, что этот человек «закопал свой талант в землю», — отметил отец Андрей. – Потому что предметом его желаний являются земные блага, о небесном такой человек не помышляет, не думает о помощи ближним».

 

Это же приложимо и к духовным дарованиям, пояснил клирик.

 

«Если мы внимательно понаблюдаем за своей духовной жизнью, то увидим, что, перестав читать Священное Писание, мы быстро забываем его содержание, а, перестав молиться, человек теряет духовную связь с Богом, — сказал отец Андрей. – Все эти дары духовные требуют приумножения. Святитель Филарет Московский пишет, что многие оправдывают свою духовную бездеятельность тем, что они не апостолы, не пророки и не святые, имеют незначительные дарования. Но Господь притчей о талантах показывает, что как бы человеку мало не было дано, Бог спросит с него, что сделал человек для приумножения данного ему таланта».

 

Отец Андрей напомнил слова преподобного Иустина Поповича о том, что «своего» человек ничего не имеет – все дано от Бога, Творца нашего. Таланты наши дал нам наш Господин и поручил их приумножать, совершая добрые дела и думая о небесном.

 

«Все желания свои человек должен устремлять к Богу, — сказал отец Андрей. – Если «в чужом» человек не был верен, то кто доверит ему «своё». Все наши дарования Господь заповедал нам употреблять во благо и стремиться быть храмом Божиим».

 

 

В первые три дня Страстной седмицы Церковь совершает одинаковое богослужение: великое повечерие и Литургию Преждеосвященных Даров. Эти богослужения делают нас участниками Крестного пути Христова и призывают на подвиг духовного бодрствования. В первые три дня Страстной седмицы Церковь постановила прочитывать за богослужением всю Псалтирь (кроме 118-го псалма, который отнесен к Великой Субботе). Этим чтением изображаются ожидания Искупителя; молящиеся приводятся к пониманию глубокого падения природы человеческой до Воплощения Христа, чающей единственно оправдания свыше.

 

 

Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора

 

 

(15)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *