8 апреля 2023 года, в Лазареву субботу, священнослужители Свято-Симеоновского кафедрального собора во главе с ключарем протоиереем Владимиром Маничевым совершили Литургию в главном храме Челябинской епархии.
В этот день Церковь вспоминает чудо воскрешения Господом Иисусом Христом Четверодневного Лазаря, друга Господня.
За богослужением была прочитана глава из Евангелия Иоанна (Ин. 11:1-45), в которой повествуется о чудесном воскрешении Господом Лазаря из Вифании.
Праведный Лазарь Четверодневный, друг Христов, был по рождению иудей, фарисей по вероисповеданию, сын фарисея Симона, родом из Вифании. Христос часто беседовал с Симоном, чаявшем воскресения мертвых. Господь останавливался в его доме, когда проходил через Вифанию. Иисус Христос подружился с Лазарем и его сестрами Марфой и Марией, о чем говорится в Евангелиях. Между тем, о воскрешении Лазаря рассказывает только Евангелие от Иоанна.
В проповеди перед причащением верующих клирик Свято-Симеоновского кафедрального собора иеромонах Иосиф (Реутов) отметил исключительность воспоминаемого сегодня Церковью события, описанного в Евангелии – воскрешения Иисусом Христом Четверодневного Лазаря.
«Описываемый в повествовании «гроб» — это пещера; в таких гробах иудеи хоронили своих усопших; их тела при обычно жаркой в Палестине погоде быстро начинали разлагаться, о чем свидетельствовал исходящий запах; воскрешение Христом Четверодневного Лазаря – это подлинно чудо, — сказал отец Иосиф. – Принявший человеческую плоть Господь вместе с нею усвоил и человеческие чувства, поэтому он плачет об умершем Лазаре, даже зная о скором его воскрешении. Толкователи Священного Писания поясняют, что Христос плачет о Лазаре не как о друге Своем – Его плач о людях, которые не верят в общее воскресение».
Причина такого неверия в том, что человек погряз в грехе, в мирской суете, и думает не столько о вечной жизни, к которой предназначен, сколько печалится прекращении земного существования.
«Воспоминаемое сегодня событие предваряет всеобщее Воскресение, — сказал отец Иосиф. – Человек все еще мало верит в это, недоумевая, как можно воскресить давно умершего человека из праха земного. Но воскрешение Лазаря из Вифании показывает, что Христос может все. И мы должны жить с надеждой на всеобщее воскресение».
Священник отметил, что человек оплетается на земле своими грехами и страстями, как погребенный Лазарь был опутан погребальными пеленами. И чуда, возможно, не произошло бы, если бы сестры Лазаря Марфа и Мария не попросили Христа о своем брате.
«На Богородичных праздниках в храме обыкновенно читается отрывок из Евангелия от Луки, в котором рассказывается о посещении Господом их дома в Вифании, — напомнил отец Иосиф. – Марфа заботится о приеме и угощении Спасителя, а Мария сидит у ног Его и внимает каждому Его слову, в чаянии услышать нечто спасительное. Эти два образа делания мы должны всегда иметь при себе, стараться соединить молитву и труд, потому что наше спасение от греха и суеты невозможно без труда и молитвы. В этом нам хорошо помогает время Великого поста».
Иеромонах Иосиф отметил, что в этом году окончание Святой Четыредесятницы совпало с празднованием Благовещения Пресвятой Богородицы. Мы вступаем в период Страстной Седмицы, когда вместе со Христом будем проживать его унижение от иудеев и Его Страдания; вместе с ним взойдем на Крест, будем всегда рядом с Ним. В этом залог нашего Воскресения вместе со Христом.
Синаксарь Постной Триоди в Лазареву субботу повествует: приближаются спасительные Страсти Христовы, когда уже подобало тайне воскресения открыться с достоверностью.
Воскрешение Иисусом Христом праведного Лазаря после того, как тот четыре дня был во гробе, неопровержимо свидетельствует о Божестве Иисуса Христа и знаменует будущее всеобщее воскресение умерших.
Воскрешение Лазаря возбудило в иудеях чувство зависти и вражды. Первосвященники положили убить и Лазаря, а не только Господа Иисуса. Поэтому, узнав об их замысле, Лазарь удалился на остров Кипр, где впоследствии был поставлен апостолами епископом города Китий. Пожив свято и богоугодно, Лазарь, епископ Китийский, через 30 лет после своего воскрешения, умер естественной смертью и был погребен на Кипре. Впоследствии святые мощи его были перенесены с Кипра в Константинополь.
Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора
(38)