Митрополит Алексий совершил вечернюю Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Симеоновском кафедральном соборе в день празднования памяти сорока Севастийских мучеников

 

21 марта 2023 года, в день празднования памяти 40-ка мучеников, в Севастийском озере мучившихся (около 320 года), митрополит Алексий совершил вечернюю Литургию Преждеосвященных Даров в Свято-Симеоновском кафедральном соборе. Ему сослужило духовенство собора во главе с ключарем протоиереем Владимиром Маничевым.

 

 

Обычно Литургия совершается утром (в соборе – с 8.30), однако, по благословению митрополита Челябинского и Миасского Алексия, во время Великого поста, в определенные дни Литургия Преждеосвященных Даров в Свято-Симеоновском кафедральном соборе совершается в вечернее время. В первую очередь такой порядок принят для того, чтобы занятые на работе православные христиане имели возможность во время Великого поста чаще приобщаться Святых Христовых Тайн, а также стать участниками Литургии Преждеосвященных Даров – особого великопостного богослужения, уникального по своей красоте и духовной насыщенности. Исповедь происходит во время богослужения. Утром Литургии в этот день не совершается, исповеди также нет – читаются часы.

 

За Литургией был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея (Мф.20:1-16), в котором Господь уподобляет Царство Небесное хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой. Работники приходят трудиться и в третий час, и в шестой, и в девятый и даже в 11-й. Всех их принимает хозяин и потом всем выдают равную плату. На слова возроптавшего работника «эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной», хозяин отвечает, что он не нарушил обещания и дает плату, о которой договорились. А кому что дать – в его власти. Отрывок заканчивается словами о званых и избранных: «Так будут последние первыми и первые последними, ибо много званых, а мало избранных».

 

В проповеди перед причащением верующих клирик Свято-Симеоновского кафедрального собора иерей Валерий Кузьмин отметил, что подвиг 40 Севастийских мучеников учит нас верности Господу и терпению в перенесении скорбей и страданий за Него.

 

«Мы должны быть готовыми отказаться от богатства, от многих прелестей жизни ради подвига за Христа, — сказал отец Валерий. – Среди мучеников Севастийских был один страж, который не был первоначально христианином. Но Господь дал мученический венец, видя его готовность пострадать за Христа, чтобы войти в Царство Небесное. Господь не посчитал его недостойным венца, хотя он и претерпел меньшие по времени мучения, по сравнению с другими 39 мучениками. Как и в прочитанном сегодня за богослужением отрывке из Евангелия, работники 11-го часа получили равное вознаграждение с теми, кто трудился весь день. И мы имеем упование, что независимо от того, когда мы пришли к Господу – в начале жизни, в середине, либо в конце – получим от Него награду, войдем в Царство Небесное».

 

В 313 году император Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания. Однако его соправитель Ликиний был убежденным язычником в своей части империи решил искоренять христианство. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов, которые вышли победителями из многих сражений. Все они были христианами. Когда воины отказались принести жертвы языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».

На следующее утро воинов вновь привели к Агриколаю. На этот раз язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа и тем снискать себе честь и расположение самого императора. Однако воины отказались, и снова были отведены в темницу.

Через семь дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами. Воины проявили стойкость. Их хотели побить камнями, но камни летели мимо цели: воинов ограждала невидимая сила. В темнице после молитвы они услышали голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».

Стояла зима, был сильный мороз. Святых воинов раздели и повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. В первом часу ночи, когда холод стал нестерпим, один из воинов не выдержал и бросился бегом к бане, но едва он переступил порог, как упал замертво. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал 39 венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. Тогда Аглаий разбудил других стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я – христианин!». И присоединился к мученикам.

Наутро воинов вывели из воды и перебили им голени. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле. Тогда мать подняла сына, и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников. Тела святых были сожжены на костре, а обуглившиеся кости брошены в воду, чтобы христиане не собрали их.

Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему предать погребению их останки. Епископ с несколькими клириками ночью собрал останки славных мучеников и с честью похоронил их.

 

 

После Литургии была прочитана молитва срока Севастийским мученикам перед их иконой и пропето им величание. Также было совершено традиционное для Крестопоклонной седмицы поклонении Кресту с пением: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

 

 

Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора

 

 

(22)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *