27 февраля начинается Великий пост, предваряющий торжество Пасхи Господней (в этом году Пасха празднуется 16 апреля). Святая Церковь загодя начинает готовить чад своих к прохождению поприща Великого поста. Для этого накануне поста установлены подготовительные недели. Уже это воскресенье, 5 февраля, — Неделя о мытаре и фарисее. Следующая седмица – первая приуготовительная седмица к Великому посту, сплошная, также называется Седмица о мытаре и фарисее. В книге ключаря Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерея Владимира Маничева «Путь души» приводятся размышления священномученика Сергия Мечева о Постной Триоди и Подготовительных неделях Великого поста.
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Святая Церковь зовет нас вступить в великую школу Великого поста, зовет прежде всего через святоотеческий опыт, который собран в книге «Постная Триодь». В этой книге заключается богослужение приготовительных недель и всех седмиц Великого поста.
Этой книги мы не знаем, и вряд ли кто из нас помнит, какое великое значение имеет она в самом прохождении школы святой Четыредесятницы.
«Триодин», сокращенно «Триодь» значит «Трипеснец». Те, кто с богослужением хоть немного знакомы, знают, что во время Великого поста употребляются особые каноны из трех песен. Эти каноны начали входить в обиход с VII и VIII веков. Писали их Андрей Критский, господин Иосиф, Косьма Маимумский и другие. Трипеснцем они называются, потому что состоят из трех песен в честь Св. Троицы. Мы обычно слышим их только на Стастной неделе, на утрени. Кроме Триоди Постной есть еще Триодь Цветная, заключающая в себе богослужение с первого дня Пасхи до Пятидесятницы.
Прежде чем ввести нас в великую школу поста, Церковь приготовляет нас к вхождению в нее тремя особыми неделями. Одна из них – неделя о мытаре и фарисее, затем неделя о блудном сыне и неделя Страшного Суда. Эти недели дают нам основу христианского делания, которая есть смирение, ибо только нищие духом войдут в Царствие Небесное. – «Блаженни нищие духом, яко тех есть Царство Небесное».
Церковь во образе мытаря и фарисея показывает нам, каково должно быть наше делание, если мы хотим начать новую жизнь, жизнь во Христе. Фарисей чист перед законом Моисеевым: он не грабит, не прелюбодействует, дает милостыню и положенную десятину своего имения, и вот в своей гордости он приходит и благодарит Бога: «Благодарю Тебя, Господи, что я не таков, как этот мытарь». А рядом с ним – мытарь, который ничего не может противопоставить делам фарисея, ибо, когда фарисей говорит, что он не таков, как тот мытарь, он правду говорит. Однако его подход к Богу иной, он в сознании своей греховности являет нищету духовную. И он, говорит Евангелист, вышел из храма более оправданным, чем фарисей. Состояние фарисея и мытаря должно быть положено в основу делания: «Подражай делам фарисея и смирению мытаря», – говорит церковный опыт.
Если ты в чем преуспеешь – это дар Божий.
Имеет ли человек добрые дела или нет, подход его к Богу должен быть один: сознание своей греховности, ничтожности и неосуждение других. «Боже, милостив буди ми грешному» – будь милостив не к этому мытарю, который там стоит, а мне, мне грешному.
Если ты хочешь вступить в школу Великого поста, то пойми, что ничему не научишься ты здесь, если не будешь иметь подхода мытаря, а подход этот требует смирения и неосуждения».
/Священномученик Сергий Мечев. «Надежда» Душеполезное чтение вып.17. Базель-Москва 1993г./.
(27)