27 января Церковь совершает Отдание праздника Богоявления и молитвенно празднует память равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (335 год). В этот день в Свято-Симеоновском кафедральном соборе иерей Максим Эльрих и духовенство собора совершили Божественную литургию. Накануне священником было совершено вечернее богослужение с полиелеем.
На Литургии в этот день были прочитаны два отрывка из Евангелия.
В первом отрывке из Евангелия от Марка (Мк.12:1-12) Господь наш Иисус Христос рассказывает притчу о злых виноградарях, которые не хотели отдавать плодов хозяину виноградника, предоставившему им виноградник в пользование. Они отвергли не только посланных к ним от хозяина рабов, но также убили его сына, думая получить виноградник в собственность. Согласно святоотеческому толкованию, Господь этой притчей говорит об иудеях, которые отвергли и убили Сына Божия.
В другом отрывке из Евангелия от Матфея (Мф.25:1-13), Господь рассказывает притчу о десяти девах, пять из которых было мудрых и пять неразумных. Мудрые девы, ожидая прихода жениха, взяли масла в сосудах своих, неразумные же взяли одни светильники, без масла. Соответственно, готовые девы встретили жениха и с горящими светильниками вошли с ним на брачный пир, а неразумные, пока искали елей для светильников, опоздали и остались за дверями. Здесь, согласно святоотеческому толкованию, Господь образно говорит о готовности и неготовности души к встрече с Небесным Женихом – Богом. Только елей добрых дел и молитвенного обращения к Богу делает душу достойной вкусить благ на брачной вечери в Царстве Небесном.
После совершения Литургии отец Максим торжественно перенес икону праздника Святого Богоявления в алтарь. На аналое в центре собора осталась одна икона равноапостольной Нины, перед которой был совершен молебен.
Равноапостольная Нина, просветительница Грузии, была племянницей Иерусалимского патриарха Ювеналия. Она с юности всем сердцем возлюбила Бога и глубоко сожалела о людях, не верующих в Него. После того, как отец ее Завулон ушел в пустынники, а мать поступила в диакониссы, святая Нина была отдана на воспитание одной благочестивой старице. Частые рассказы старицы об Иверии, тогда языческой, возбудили в Нине сильное желание посетить Грузию и просветить ее жителей светом Евангелия.
Однажды она увидела в видении Матерь Божию, которая вручила ей крест из виноградных лоз. Желание Нины исполнилось: ей пришлось бежать в Иверию, спасаясь от гонения императора Диоклетиана (184-305 гг.).
В Иверии она поселилась у одной женщины в царских виноградниках и очень скоро сделалась известной в окрестностях, потому что оказывала помощь многим страждущим. Узнав о силе её молитв, больные стали во множестве приходить к ней. Призывая имя Христово, святая Нина исцеляла их и рассказывала им о Боге, сотворившем небо и землю, и о Христе Спасителе.
Проповедь о Христе, чудеса, которые совершала Нина, ее добродетельная жизнь – благотворно действовали на жителей Иверии. Многие из них уверовали в истинного Бога и приняли Крещение. Она обратила из язычества ко Христу в Грузии и самого царя Мариана. Тогда из Константинополя были вызваны епископ и священники, построен первый в Иверии храм во имя святых апостолов. Постепенно почти вся Иверия приняла христианство.
Святая Нина, не любившая почестей и славы, удалилась на одну гору. Там она в уединении благодарила Господа за обращение в христианство идолопоклонников. Через несколько лет она оставила свое уединение и отправилась в Кахетию, где обратила в христианство царицу Софию.
После 35-летних подвигов святая Нина мирно скончалась 14 января 335 года. На месте ее кончины царь Мариан воздвиг храм во имя великомученика Георгия, дальнего родственника святой Нины.
С памятью святой Нины связано нахождение хитона Христова. При распятии Спасителя этот хитон достался по жребию одному римскому воину и в итоге попал в Грузию.
Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора
(13)