Поклоняться Богу в духе и истине. Литургия в Неделю о самарянке.

 

22 мая 2022 года, в Неделю 5-ю по Пасхе (Неделю о самаряныне), ключарь Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Владимир Маничев и духовенство собора совершили Литургию святителя Иоанна Златоустого в главном храме Челябинской епархии.

 

 

На Литургии был прочитан отрывок из Книги Деяний святых апостолов (Деян. 11:19-26, 29-30), в котором говорится о проповеди апостолов во время начавшегося в Иерусалиме гонения на последователей Христа. Варнава и Павел проповедуют среди язычников, в том числе в Антиохии, где последователи Христова учения впервые стали называться Христианами.

 

За богослужением был прочитан большой отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин.4:5-42), в котором рассказывается о встрече и беседе Господа Иисуса Христа с Самарянкой у колодца патриарха иудейского Иакова. Иисус просит у Самарянки напиться вода из этого колодца и в то же время образно говорит о той воде живой, которую Он может дать ей и всем желающим, приходящим у Нему, после чего жажда духовная человека будет утолена. Господь также говорит о том, что истинные поклонники будут поклоняться Богу не в каком-то определенном месте, а в духе и истине – таких поклонников ищет Себе Отец. Иисус Христос называет себя Мессий. А пришедшим ученикам Он говорит: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. И Самарянка, и пришедшие по ее зову жители близлежащего самарянского города уверовали в Божество Иисуса Христа и назвали его Спасителем мира.

 

Также на Литургии был прочитан отрывок из Евангелия от Луки (Лк. 6:17-23), который именуют «проповедью на равнине»: в нем Господь Иисус Христос говорит народу о заповедях блаженства.

 

22 мая Церковь также празднует перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087 г.). Это один из наиболее любимых и почитаемых в мире и в России святых, у него просят помощи во время скорбей, во всех делах и благих начинаниях.

 

В проповеди перед причащением верующих клирик Свято-Симеоновского кафедрального собора иерей Андрей Григорьев, говоря о прочитанном отрывке из Евангелия, напомнил, что самаряне во время земных странствий Иисуса Христа хотя и поклонялись истинному Богу, но примешивали к этому многочисленные языческие представления, почему иудеи избегали вступать с ними в общение.

 

«Узнав в Иисусе Христе пророка, Самарянка спрашивает у Него, на каком месте подобает поклоняться Богу? Он же отвечает, что истинные поклонники будут поклоняться Богу в духе и истине, — сказал отец Андрей. – Ибо Бог есть Дух. В душе человек должен истинно поклоняться Богу, как и учит Евангелие. Человек, его тело, есть храм Духа Святого – таким он должен быть. Умом человек приносит жертву Богу в молитве, в духе истины».

 

Отец Андрей напомнил слова преподобного Серафима Саровского о цели жизни человеческой: стяжание благодати Святого Духа Божия. Другие святые говорил о соединении человека с Богом как цели, что соответствует словам преподобного Серафима. Но чтобы приносить угодные Богу жертвы в храме своей души, надо знать истинное учение о Боге.

 

«Каждый православный христианин должен приложить усилия, чтобы узнать основы своей веры, — пояснил отец Андрей. – А некоторые даже про Символ веры не слышали».

 

«Также необходимо помнить, что плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание, — сказал отец Андрей. – Именно так должен человек совершать духовное служение Богу. Необходимо в своем храме приносить Богу благоухание добрых помыслов, и не едкий дым помыслов греховных. Как говорит преподобный Паисий Святогорец: необходимо человеку открыть в себе фабрику добрых помышлений».

 

Клирик напомнил, что мы должны видеть людей добрыми, не предаваться унынию. Он напомнил в связи с этом пример святителя Тихона Задонского, который немало написал на тему того, как из явлений видимого мира извлекать духовную пользу.

 

«О том, что это возможно для человека, говорит нам пример святителя Николая Чудотворца, — сказал отец Андрей. – Он совершил и совершает неисчерпаемое море чудес, приводит людей к вере, помогает в нашей многотрудной жизни. Он помогает при этом не только христианам, но и всем людям, уподобляясь евангельскому образу солнца, которое светит всем – и добрым, и злым. Это наш скорый помощник. Но также есть примеры наказания святителем Николаем людей согрешающих, особенно богохульников и наглых ругателей истины».

Отец Андрей напомнил о важности молитвы. Нередко люди охладевают к вере, переставая молиться. Святой праведный Иоанн Кронштатдский говорит о том, что это духовный закон. Молитва – духовное дыхание человека.  Если человек передает дышать, известно, что с ним происходит.

 

Продолжая говорить о прочитанном отрывке из Евангелия (о Самарянке), ключарь Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Владимир Маничев в своей проповеди в конце Богослужения сказал: «Количество мужей у Самарянки, о котором упоминается в Евангелии, не должно нас вводить в заблуждение и тем более — в грех осуждения. Надо посмотреть на это с духовной точки зрения. Эта женщина после краткой беседы узнала в путнике у колодца Христа-Спасителя и попросила у Него воды живой. Что это за вода? Христос призывал: придите ко мне все труждающиеся и обремененные. Это все те, у кого нет мира в душе, кто его лишился, не радуется жизни. Эти люди обретут покой душам своим, если придут к кроткому и смиренному Господу. Человек ощущает покой, когда приближается к Богу. Недаром мы называем Господа Утешителем. Человек стремится найти покой у Христа, но поскольку мы еще младенцы во Христе, нам еще предстоит прийти в полную меру возраста Христова, мы, как младенцы, эту радость хотим «пощупать», увидеть глазами, материально ощутить».

 

Отец Владимир при этом напомнил о поведении первоверховного апостола Петра, которому Господь «вручил» ключи от Церкви, назвал его «камнем», и который потом отговаривал Господа от Его искупительного пути. Петр захотел власти здесь и сейчас, а не в Царстве Небесном, которое еще ожидается. Отсюда выросла католическая ересь о непогрешимости пап – наместников Христа на земле. Но кто связывает все свои надежды и радости с земными благами, жестоко ошибается.

«Господь говорит в Евангелии: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше, — напомнил отец Владимир. — По-осетински жена – «часть души». Если предмет наших мечтаний – материальное благо, то это, образно говоря, и есть один из «мужей» Самарянки, её часть. И человек не успокаивается, ищет все новых земных радостей, новых «супругов», и это его желание все не может утолиться. Душа человеческая ищет мира, и впадает в обман, надеясь обрести этот мир в удовлетворении своих материальных потребностей и стремлений. Самарянка просит у Господа Иисуса живой воды, чтобы утолить жажду раз и навсегда и не приходить уже черпать из колодца. Ее душа хотела бы утолить свою жажду истинной радостью. И Христос указал ей путь: истинные поклонники поклоняются Богу в Духе».

 

Отец Владимир указал на путь обретения мира духовного: смирение и кротость. Но для этого необходимо понести «иго Христово». Когда человек способен распознать и почувствовать приближение истинной радости духовной во Христе, радость обладания материальными благами тускнеет и сходит на нет. Духовный восторг приближения к Богу заслоняет собой все желания. И тогда человек уже не боится умереть – ожидание радостной встречи с Богом оказывается сильнее страха смерти.

 

«Господь с нами во всем дни до скончания века, Он в нашем сердце. Царство Небесное внутрь нас есть, — сказал отец Владимир. — И потому нужно поклоняться Богу в духе и истине. Но дух мы должны ощущать. Плод духовный – это любовь и радость. И если мы в себе это ощущаем, то значит мы на правильном пути, мы истинно поклоняемся Богу».

 

Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора

 

(22)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *