8 мая 2022 года, в Неделю 3-й по Пасхе (памяти святых жен-мироносиц), священнослужители Свято-Симеоновского кафедрального собора во главе с ключарем собора протоиереем Владимиром Маничевым совершили Литургию святителя Иоанна Златоустого в главном храме Челябинской епархии.
На Литургии был прочитан отрывок из Книги Деяний святых апостолов (Деян. 6:1-7), в котором говорится о произошедшем ропоте Евреев из стран языческих на Евреев Иерусалимских за то, что вдовицы их были пренебрегаемы в ежедневном раздаянии потребностей. Двенадцать апостолов при поддержке христианской общины решили избрать для этих дел семь человек (в том числе первомученика архидиакона Стефана) для отправления этих служб, в то время как остальная община основное внимание уделяла молитве и слову Божию.
Неделю 3-й по Пасхе Святая Церковь празднует память святых жен-мироносиц, из которых наиболее известны: Мария Магдалина, Саломия (жена Зеведея, мать апостолов Иоанна и Иакова), Иоанна (жена Хузы, домоправителя царя Ирода), Мария и Марфа (сестры Лазаря Четверодневного), Мария (жена Клеопы) и Сусанна. Также вспоминается Иосиф Аримафейский, тайный ученик Иисуса Христа, и приходивший ночью беседовать с Господом фарисей Никодим.
В этот же день празднуется память апостола от 70-ти и Евангелиста Марка Александрийского (63 г.).
За Литургией был прочитан отрывок из Евангелия от Марка (Мк. 15:43-47, 16:1-8), в котором говорится о том, как Иосиф Аримафейский после смерти Иисуса Христа пришел к Понтию Пилату и просил отдать тело Иисуса для погребения. Пилат отдал тело. Иосиф купил плащаницу, обернул тело Иисуса и положил Его во гроб, привалив к двери гроба тяжелый камень. В первый день недели на гроб пришли жены-мироносицы (Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия) помазать тело Иисуса ароматами. Она нашли, что камень отвален от гроба, а внутри находится Ангел, который возвестил им о Воскресении Господа и сказал, что они встретят Иисуса в Галилее. Он повелел им сообщить об этом ученикам, но женщины в ужасе поспешили от гроба и никому ничего не сказали, потому что были объяты страхом.
В проповеди после чтения Евангелия ключарь Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Владимир Маничев задался вопросом: что должен пережить человек, чтобы ему открылось непостижимое: смерти не существует.
«Душа при мысли о смерти приходит в трепет и ужас, стремится отодвинуть от себя всякую мысль, связанную со смертью, — сказал отец Владимир. — Но смерть – неотъемлемая часть нашей жизни, без которой ее невозможно себе представить во всей полноте. Конец неизбежен. Опыт подсказывает нам, что все имеет свое завершение. Сначала человек теряет своих близких, потом сам подходит к неизбежной границе. Если мы стремимся удержать то, что удержать невозможно, цепляемся за временную жизнь, то это мешает нам вникнуть по-настоящему в величайшую божественную тайну происходящего».
Протоиерей Владимир Маничев привел в связи с этим слова Господа из Евангелия от Марка (Мк. 8:34-35): «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее».
«В момент наивысшей скорби Господь посещает своих любимых детей, открывая им, что смерть побеждена, что она просто переход, ведущий к жизни истинной и вечной, — сказал отец Владимир. — Переживание позорной и мучительной смерти любимого Учителя – это переживание на пределе человеческих сил. Придя отдать последнюю дань уважения и любви, мироносицы не нашли тело во гробе: «Мироносицам женам при гробе представ ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд…» (Тропарь Праздника).
Душа не в силах понять этих слов, если не может покинуть сетей страха перед смертью. Ужас сковывает уста немотой. Как такая душа может разделить с другими радость о Воскресении Христовом? Как она может понять, что Господь никогда ее не покидал и не покинет, что ушедшее невозможно утратить, что смерти нет и жизнь перешла в новое качество.
«Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умрет: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6, 8-9).
Радость о Воскресении Христовом – это дар полноты благодати. Без божественного участия человек просто не сможет вместить то, что абсолютно не согласуется с его прежним опытом. Невозможно переключить невыносимую боль на неизреченную радость. Это личный опыт богообщения, который нельзя передать другому человеку не пережившему его. Также будет и в тот момент, когда жизнь каждого из нас подойдет к концу и каждый должен будет предстать пред Господом лицом к лицу, один. И никакой другой человек, в данном случае, не сможет ему помочь. Это переживание невозможно разделить ни с кем. И если у человека не достает веры, то это достаточно безысходное и страшное испытание. Страх коренится в незнании, в невежестве. И здесь знание имеется в виду не умственное. Одним умом невозможно понять эти истины.
«Со страхом приидоша жены на гроб, ароматы тело Твое помазати тщащиися, и сие не обретше, недоумевахуся друга ко друзей, не ведуще воскресения. Но предста им ангел, и рече: воскресе Христос, даруяй нам велию милость».
(Вторник 3-й седмицы по Пасхе. Стихира на Стиховне).
Божественный вестник обращается к любящему сердцу человека, потому что только любящее сердце одно и способно проникнуть в божественные тайны, понять, что смерти нет. Поэтому не зря Господь призывал к любви и терпению примером всей Своей жизни, потому что за пределами любви и терпения невозможно богопознание.
Обратим внимание на то, что эта неделя носит название не только жен мироносиц, но и праведного Иосифа.
«Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».
Почему Церковь почитает Праведного Иосифа? Потому что для человека, проходящего крестный путь с Господом нужно иметь смелость, быть мужественным, не взирая ни на какие испытания, что бы ни происходило.
«Иосифа благообразного, ревнителя благочестия, советника и ученика, с мироносицами почтим, и апостолами, зовуще с ними, и верно воспевающе Спасово Воскресение»(4-я Песня Канона).
«Вемы, о благообразный Иосифе тебе яко херувимскую колесницу, Царя Христа на раму своею понесша, и со креста снемша, ублажаем руце твои, и очи божественнии: почитаем длани твоя, имиже Солнце Слова и Бога, на гроб нося положил еси. Темже и память твою любовию почитаем» (Стихира на Господи воззвах).
Нельзя, чтобы страх парализовал в человеке его волю, не давал действовать.
«Миры погребение Твоего жены носяще, тай ко гробу приидоша уранше, иудейския боящеся дерзости, и воинов предзряще утверждение. Но естество немощное мужество победи: яко намерение милостивное Богу угоди. Прилично убо взываху: воскресни, Господи, помози нам, и избави нас славы ради имене Твоего»(Седален по 2-й кафизме).
Страх – это только начало премудрости. Страх Божий сопряжен с радостью, которая предшествует встрече с Господом. У Евангелиста Матфея, в описании этого события, мироносицы, узнав от ангела о воскресении Христа, «со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его. Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф.28, 8—9).
«Радоватися мироносицам повелел еси, плач праматери Евы утолил еси воскресением Твоим, Христе Боже, апостолом бо Твоим проповедати повелел еси: Спас воскресе от гроба» (Кондак Праздника)».
Отец Владимир также обратил внимание на сегодняшнее чтение Деяний Святых Апостолов: даже для того, чтобы справедливо разделить пищу между людьми, то есть выполнить простые будничные действия, Апостолы выбрали людей «изведанных, исполненных Святаго Духа и мудрости». Это говорит о том, что не может быть мелочей в жизни, особенно в отношениях между людьми. Каждое действие должно быть наполнено смыслом, любовью, мудростью, по сути дела приближаться к священнодействию, потому что вся земная жизнь является подготовкой к моменту перехода в жизнь вечную, который мы называем смертью, — подчеркнул священник. И от того сколько терпения и любви мы отдали другим будет зависеть узнаем ли мы Господа, услышим ли мы весть о Воскресении и вечной жизни.
Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора
(18)