1 мая 2022 года, в Неделю 2-й по Пасхе (Антипасха) священнослужители Свято-Симеоновского кафедрального собора во главе с ключарем собора протоиереем Владимиром Маничевым совершили Литургию святителя Иоанна Златоустого в главном храме Челябинской епархии.
На Литургии был прочитан отрывок из Книги Деяний святых апостолов (Деян. 5:12-20), в котором говорится о многочисленных чудесах, которые совершали после вознесения Господа апостолы. Они пребывали в Иерусалимском храме, в притворе Соломоновом, где во время земной Своей жизни часто учил народ Господь Иисус. Апостолы совершали множество чудес и исцелений, изгоняли нечистых духов. Первосвященник (по вере – саддукей) и его окружение наложили руки на апостолов и заключили их в темницу, но их вывел Ангел Господень, повелев им: став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
За Литургией также был прочитан отрывок из Евангелия от Иоанна (Ин. 20:19-31), в котором говорится о явлении Господа Иисуса апостолам после Воскресения. Его не останавливают запертые двери дома; Иисус Христос показывает Свои раны ученикам, посылает их на проповедь, преподает им Духа Святого, дает им власть прощать грехи. Но с учениками не было одного из двенадцати – апостола Фомы. Он не поверил словам учеников о воскресении Спасителя, пожелав удостовериться в этом лично, увидев раны на руках Иисуса Христа и вложив персты в ребра Его. После восьми дней Иисус снова явился ученикам, пройдя сквозь запертые двери. Он предлагает теперь Фоме лично удостовериться в Своем воскресении. Фома восклицает: Господь мой и Бог мой! На это Иисус говорит: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи (что означает «вместо Пасхи», т.е. обращение к прошедшему празднику Пасхи, его повторение, возобновление), а также «Фоминой недели».
В проповеди клирик Свято-Симеоновского кафедрального собора иерей Андрей Григорьев отметил, что сегодня празднуется поновление Пасхи Господней, и теперь в течение всего года, каждое воскресение, мы будем вспоминать этот день победы над смертью, адом и дьяволом.
Говоря о словах Господа апостолу Фоме «блаженны невидевшие и уверовавшие», отец Андрей привел объяснение святых отцов.
«Святые отцы обращают внимание на то, что Господь говорит о блаженстве уверовавших как бы в прошедшем времени, как о совершившимся факте. Господу открыто будущее; Он знает, что уверует вся вселенная. Так и произошло. Однако сегодня мы стали свидетелями того, как многие люди и целые народы теряют драгоценную истинную веру во Христа. В Евангелии сказано: у не имеющего отнимется и то, что он думает иметь. Если человек не читает Священное Писание, он забывает, о чем там говорится».
Отец Андрей привел высказывание святого праведного Иоанна Кронштадтского, который говорит, что духовные знания отличаются от обычных мирских. Внешние знания достаточно один раз хорошо изучить и помнить всю жизнь – с духовными знаниями не так. Они со временем могут помрачаться. Поэтому необходимо постоянно читать Новый Завет.
«Без этого чтения душа человека зачастую не может найти противоядия против злых мыслей, которые пытается всеять в душу отец лжи – дьявол, т.е. «клеветник». Он солгал первым людям и продолжает лгать целым народам и каждому человеку в отдельности. Святые отцы учат: не все мысли, которые мы считаем своими, таковыми являются на самом деле. Злые духи могут внушать нам злые помышления. Человек легковерно принимает их за свои и начинает с ними соглашаться. Это может привести к утрате веры, от чего предостерегали всегда святые отцы. Злые мысли нужно отгонять от себя, не углубляться в них».
Святой Иоанн Кронштадтский также говорит, что человек может отдалиться от духовной жизни, если перестанет молиться.
«Святой говорит, что молитва – это дыхание души, — сказал отец Андрей. – Человек не может без воздуха, также и душа не может без молитвы. Каждый человек – это храм Божий, в нем должен обитать Дух Святой. Но наши злые мысли оскверняют этот наш храм, и это не может укрыться от Господа. Все тайное становится явным. Одно из самых страшных последствий такого умонастроения – утрата веры. В Евангелии дано множество примеров саддукеев, книжников, фарисеев, лицемеров, которые внешне пытались показаться благочестивыми, но внутренне были, по слову Господа «гробами окрашенными», наполненными всякой нечистотой».
Отец Андрей призвал особое внимание обращаться на свою душу, следить за чистотой помыслов. Он привел слова святого Паисия Святогорца, который сказал, что если человек всем недоволен, все проклинает, то его собственная жизнь становится для него нестерпимой. А кто за все благодарит Бога, старается во всем видеть хорошее, тот благополучен. По слову Священного Писания: возлюбил клятву – и придет на него; не восхотел благословения – и удалится от него.
Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора.
(21)