В Неделю 28-ю по Пятидесятнице Божественную литургию в Свято-Симеоновском кафедральном соборе совершил ключарь собора протоиерей Владимир Маничев. В Евангельском отрывке этого дня была прочитана притча о 9-ти неблагодарных исцелённых.
«Каждый раз, когда мы слышим Благовестие Христово, мы должны делать определённые выводы для себя, — сказал отец Владимир в своей проповеди. — Давайте обратимся к некоторым моментам. В Своё время Христос сказал: «Вы свет миру, и да просветится свет ваш пред людьми, и люди, видя ваши добрые дела, прославят Отца Небесного». А Апостол Павел пишет: «…благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете». Речь идёт о святых и о свете — о том самом свете, которым мы должны светить. Светить так, чтобы через этот свет люди прославляли Бога. Также Христос однажды сказал: «Дела, которые Я творю и вы сотворите, и больше сих сотворите». А Он ведь воскрешал умерших, заставлял ходить хромых, видеть — слепых, слышать — глухих. Мало того, Он посылает нас на проповедь: «Шедше убо научите вся языки».
Сегодня в Евангелии речь шла об исцелении десяти прокаженных, один из которых был самарянин, т.е. человек, не принадлежащий к Церкви. По Ветхозаветному закону, который действовал в те времена, все прокаженные, очищаясь от проказы, должны были засвидетельствовать своё очищение в Церкви, показать себя священнику и затем уже вступать в общение с окружающими (до этого они всегда находились в отдалённом от всех месте). И вот десять прокаженных обратились ко Христу о помощи. Он повелел им пойти после исцеления в Церковь, показаться священнику, ведь Христос пришёл исполнить закон, а не нарушить. После этого девять из них не вернулись ко Христу поблагодарить Его, а один, который не принадлежал к Церкви, не знал традиции, вернулся и поблагодарил Бога. И Господь сказал ему: «Иди, вера твоя спасла тебя».
Мы все позиционируем себя людьми верующими, принадлежащими Церкви, благодарящими Бога. Мы же сюда приходим не только просить, но ещё чтобы и благодарить Бога за благодеяния, нам оказанные. Один человек, самарянин, не принадлежащий к Церкви, вернулся к Богу, поблагодарил Его, а все остальные, будучи церковными людьми, знающими традицию, остались там, в церкви. Не являлась ли их молитва, которую они произносили там, похожей на молитву фарисея, который говорил: «Благодарю Тебя, что я не такой, как тот грешный мытарь». Может быть, мы также молимся? Благодарю Тебя, Господи, что я такой хороший, что каждый воскресный день прихожу в дом Божий, молюсь, что я не такая, как мой муж-пьяница, или непослушный сын, который в церковь не ходит… Непохоже это на нас? Так вот мы должны сделать вывод из сегодняшнего Евангелия — умеем ли мы по-настоящему Бога благодарить?
Для чего мы живём? Чтобы прийти в меру полного возраста Христова. А Он нам сегодня сказал: «Мёртвых воскрешайте, прокаженных очищайте…» Это говорится не только конкретно об апостолах, это о нас с вами. Т.е. мы должны делать то, что сделал Христос по отношению к этому самому прокаженному человеку. А можем ли мы это делать? Можем мы прийти в помещение, освятить его светом своей души, чтобы люди, увидев нас, сразу встрепенулись и побежали в храм? Очень многие вещи, которые касаются Христа, и нас касаются. Он воскрешал и нам велел, Он прокаженных исцелил и нам велел. Поэтому если мы не можем этого всего делать, то мы должны себя спросить: зачем мы сюда приходим? Что мы здесь ищем, в храме Божьем?
Мы ищем Бога, мы хотим прийти к познанию истины, которая есть Христос. От каждого нашего шага зависит, куда мы окунёмся — в бездну греха или в пучину милосердия Божьего. И это всё зависит от того, насколько мы наполнены этой истиной. А когда мы слышим имя Христа или называем себя христианином, то мы должны сразу предполагать веру, о которой нам сегодня сказал Христос — смирение, кротость, Христос призывал нас научиться именно этому. Про святителя Николая мы вчера говорили: «Правило веры и образ кротости». Почему святитель Николай так близок нашему сердцу? Потому что совокупность всех этих добродетелей, главных добродетелей, была ему свойственна, начиная со смирения и заканчивая, если понадобится, самопожертвованием.
Я часто обращаюсь к осетинскому языку. Самоотверженность в понимании осетин — это полнота духа, излишек духа, и человек, чтобы повторить подвиг Александра Матросова, должен находиться в духе. Мы должны поклоняться Господу Богу в духе и истине. И если мы не чувствуем себя изнутри наполненными этой благодатью, значит, мы не христиане. Всё категорически просто. Мы часто каемся на исповеди, что молимся с помыслами. Когда мы обращаемся к Нему в молитве, то как бы предстоим перед Ним, а в это время думаем о чем угодно, только не о том, что вот Он здесь, рядом. И мы должны не просто говорить Ему, мы Его должны ощущать, потому что Он дух, Он должен нас ободрять. Тогда эта бодрость духа поможет нам совершить подвиг не только Александра Матросова, а подвиг Христа. А в чём подвиг Христа выражался? «Прости им, ибо не ведают, что творят». Его незаслуженно распяли, а Он им прощает. Если мы внимательны к себе, мы должны себя спросить, как мы реагируем на упрёк или даже на побой? Конечно, неприятно, и, наверное, хочется даже ударить обидчика. А что нас подвигает на это? Есть ли в данный момент Бог в нашем сердце? Ведь Бог есть любовь.
На осетинском языке пожелание счастья дословно звучит как «от большой благодати тебе часть». Современные осетины понимают это пожелание уже не так, а как мы понимаем хлеб насущный. Они в этом пожелании в прямом смысле слова части Бога понимают пожелание хорошего жениха или хорошей невесты. Вот так мы понимаем Бога, так мы с Ним общаемся. Если хлеб, как молитве «Отче наш», то обязательно тот, который мы едим, если молитва, то о здоровье и благополучии. Сугубо материальные интересы.
Мы сегодня пришли сюда, мы уже состоявшиеся христиане, знаем Закон Божий, знаем, как молиться, как поститься, всё знаем, кроме самого главного, чему нас учит Церковь. Способности любить. И это как раз наивысшая благодарность Богу. Если мы любим, мы таким образом выражаем благодарность Богу. Кроме этого если через любовь мы ощущаем себя частью Бога, то тогда мы сами по-настоящему счастливы. Когда мы на всем понятном языке любви начнём говорить, то мы действительно станем светом и тот свет, которым мы будем светить, ничего, кроме благодарности Богу, не будет вызывать».
Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора
(25)