В праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, 4 декабря 2020 года, позднюю божественную литургию в Свято-Симеоновском кафедральном соборе совершил протоиерей Владимир Маничев.
За богослужением были вознесены молитвы о прекращении распространения коронавирусной инфекции. По окончании литургии отец Владимир поздравил прихожан с праздником и обратился ко всем с проповедью:
«До Рождества ещё далеко, а святая Церковь по воскресным дням теперь будет петь «Христос рождается — славите…», тем самым напоминая нам о Рождестве Христовом. Что в это время происходит в наших сердцах, в нашей душе? Сегодня мы говорим о том, как Богородица вводится в храм Господень, а мы — это и есть храм. Ещё апостол Павел говорил: «Вы храм Божий и Дух Божий живёт в вас». Всё, что происходит в храме, происходит в нашей душе, и мы должны понимать все процессы, которые в ней происходят.
Каким образом Христос рождается в нашем сердце? Для этого необходимо смирение. Каждый раз, когда мы вспоминаем Богородицу — чтим Её икону или, как сегодня, празднуем Введение в храм Господень, всегда читается одно и то же Евангелие. Это Евангелие о Марфе и Марии, которое очень ярко нам говорит о том, что по сути нашей душе больше ничего не надо, кроме смирения. С Богом мы прежде всего связываем некое состояние души: мирное, спокойное, благостное, наполненное любовью. Чтобы это всё у нас было, чтобы мы почувствовали радость от общения с Богом, чтобы мы пережили Рождение Его в своём сердце, нам необходима самая основная добродетель — смирение. Бог смиренному даёт благодать.
Сегодня два образа представлены нашему вниманию — это Марфа и сестра её Мария. Мы всегда разделяем эти два образа. Марфа — деятельная, настоящая «церковница», которая всё хочет успеть, всем угодить. Она молодец, делает хорошее дело, кроме самого главного — смирения. На нас её образ очень сильно похож. Мы переступаем порог храма, мы ощущаем эту благодать и нам, естественно, хочется сразу Богу угодить. Мы начинаем молиться, читать духовную литературу, но одновременно с этим сразу начинаем смотреть по сторонам — так ли делают все остальные. Ведь нам хорошо и нам хочется, чтобы всем тоже было хорошо. И вот Марфа, которая тоже наверняка усердно молилась Богу, хотела всем угодить, но сама со всем не справляется и сразу начинает пытаться кого-то сподвигнуть на те же труды, что у неё. И сразу лишается мира. А как только человек лишается мира, в этот момент происходит упрёк Богу, не словесный, а фактический — то, что происходит в нашем сердце. Мы сразу теряем мир, мы уже Бога в сердце не имеем, мы начинаем роптать. Роптать не только на ближних, но и на Бога: «Скажи ей, чтобы она мне помогла».
Мария же благую часть избрала. Мы называем Евангелие Книгой жизни. Только не нужно путать одну жизнь с другой. Мы обыкновенно имеем разумение об этой жизни, а речь идёт о жизни вечной. В душу Марии мы заглянуть не можем, мы можем говорить только о себе. Христос говорил: «Нет больше той любви, как кто душу свою положит за друзей своих». Мы готовы к тому, чтобы сегодня или даже сейчас умереть за ближних своих и через это ощутить по-настоящему близость к Богу? Вспомним Александра Матросова. Мы не знаем, что происходило у него в душе, но мы его считаем героем и он в нашей памяти будет жить вечно, потому что он не просто умер, а умер для того, чтобы сохранить жизнь тем, кто был за его спиной.
Когда мы читаем Евангелие, мы прежде всего должны иметь ввиду себя. Мы должны отмечать, ощущаем ли мы радость. Если этой радости нет, то сразу вопрос — благую ли часть мы с вами избрали? Наши вечные заботы о сохранении традиций, о молитве — это всё хорошо, но прежде всего мы должны здесь научиться любить. Научиться той любви, о которой говорил Христос, а не той, которой любила Марфа. Нам хочется угодить друг другу, Церкви, Богу, но всё это мы подразумеваем в сегодняшней жизни, а нужно начинать жить сейчас жизнью вечной. Это возможно только в любви, в ощущении полноты жизни, а она приходит только в смирении.
Маленькая трёхлетняя девочка поднялась по ступеням храма и попала во Святая Святых. Мы с вами должны восходить от силы в силу, заглядывать в самое своё сердце и попасть не куда-нибудь, а в храм своей души. Окажемся мы там только посредством смирения. Тогда все эти события, которые мы празднуем, станут для нас дорогими, своими, не случайными. Мы хотим радости, полноты, а Христос призывает нас этому научиться: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем». Это тот самый мир, которого нам с вам не хватает, за которым мы сюда все и приходим».
Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора
(24)