День трезвости. История праздника

С 2014 года в России начали 11 сентября праздновать День трезвости. Но праздник это не новый, он был восстановлен по инициативе Церкви. Впервые День трезвости состоялся в России в 1913 году. Не случайно выбрали именно эту дату – 11 сентября. Это день памяти Иоанна Крестителя, а точнее – день памяти его смерти, когда на пьяном пиру во дворце иудейского царя Ирода ему отсекли голову.

 

Это день строгого поста. На Руси всегда в этот день закрывались лавки с вином. Тогда праздник в силу известных исторических причин не успел укорениться. Сейчас он возрождается и с каждым годом набирает обороты.

 

В этот день Церковь особенно молится о всех страждущих от алкоголизма. Минздрав России поддержал инициативу празднования Дня трезвости. В разных уголках России проводится просветительская работа: конференции, семинары, спортивные и творческие мероприятия. В некоторых регионах установлен запрет на продажу алкоголя в этот день.

 

Во многих городах России действуют православные организации, в их числе центры реабилитации и приходы, которые оказывают помощь и поддержку алкоголезависимым и их семьям.

 

Немного истории

 

В мире принято думать, что наша страна является родиной водки. Многие русские люди даже гордятся этим. Во времена князя Владимира о таком напитке даже и не знали. На праздниках пили мёд и натуральное пиво. Водку стали ввозить в XV веке из Европы. Василий II наложил на неё запрет, но это не помогло, и вскоре её стали изготавливать и у нас. Несмотря на это Российское государство тогда не являлось пьющей страной. До революции 1917 года по пьянству мы занимали одно из последних мест в мире.

 

Со второй половины XIX века потребление алкоголя стало расти. И уже тогда в стране проводилась пропаганда против алкоголизма, так как люди понимали его последствия. Проводились различные мероприятия, создавались общества трезвости.

 

В 1912 году и в Челябинске появилось общество трезвости при Александро-Невском храме. Оно называлось «Градо-Челябинское Иоанно-Предтеченское общество трезвости». С амвона говорились проповеди о вреде пьянства, раздавался устав Общества, иконки, листовки, брошюры против пьянства, на папертях храмов расклеивались картины, демонстрирующие весь ужас пьянства, шла лекционная работа. В 1914 году началась война, продажа алкоголя из-за этого была прекращена. Трезвость для всех стала обязательной. Надобность в обществе трезвости отпала. После 1917 года его деятельность была полностью прекращена.

 

Ситуация на сегодняшний день

 

В наше время пропаганда трезвости необходима. Употребление спиртного на душу населения возрастает со страшной силой каждый год. Этому бедствию подвержены все: взрослые, подростки и даже дети. 90% тяжких преступлений, а также 60% дорожно-транспортных происшествий совершается в алкогольном опьянении.

 

День трезвости не отмечается застольем. Его проводят в трезвом рассудке. Только трезвый человек может быть счастливым, иметь семью, духовно расти, развиваться.

 

Обет трезвости

 

Обет трезвости – это когда человек, осознавший свою беду, осознавший то, что так дальше продолжаться просто не может, даёт обещание воздерживаться от алкоголя. И держит ответ не перед кем-то, а только перед самим Богом. Но обет трезвости – не обязательное условие для того, чтобы отказаться от пьянства. Можно лично принять такое решение. Обет трезвости – не цель, а только помощь. Обет даётся после особого молебна, совершаемого священником, который вместе со страждущим молится об его исцелении.

 

Вознесём же все вместе, соборно, в этот день молитвы ко Господу, Пресвятой Богородице и Иоанну Крестителю об исцелении страждущих от недуга пьянства, об укреплении нашей страны! Мы должны все вместе развивать это направление, продолжать уже начатое и искать новые способы развития движения трезвости.

 

Просветительскую листовку для раздачи можно скачать ЗДЕСЬ

Святые и священники о трезвости

 

Святитель Тихон Задонский: «Есть две дороги, выбирай любую: одна служит врагу, а другая — Богу. Хочешь служить врагу — пей сам вино, пиво, водку, угощай людей, справляй крестины, свадьбы, похороны с угощением — и послужишь врагу. Хочешь служить Богу, то первое: брось сам пить пиво, вино и водку; ни много ни мало, а совсем брось для того, чтобы не подавать соблазна людям. Второе: брось обычай угощать других на проводах, свадьбах, крестинах, не бойся того, что осудят тебя за это люди. Бойся не людей, а Бога. Дело это — не шутка. И если мы не на словах только христиане, а хотим и на деле служить Христу и Богу, то нельзя нам по-прежнему пить вино и угощать им».

 

Преподобный Серафим Саровский: Вот вам моё завещание: не имейте в дому своём не только вина, но даже и посуды винной».

 

Святитель Феофан Затворник: «Винопитие совсем должно быть изгнано из употребления из среды христиан».

 

Святитель Иоанн Златоуст: «Дьявол ничего так не любит, как роскошь и пьянство, поскольку никто так не исполняет его воли, как пьяница».

 

Святитель Игнатий Брянчанинов: «Все охмеляющие напитки, особливо крепкие, возбраняются подвижнику, как лишающие ум трезвости и тем победы в мысленной брани».

 

Священник Георгий Балакин: «Трезвость, как воздержание от употребления спиртного тоже традиционно для православных. И эта традиция освящена трудами и молитвами подвижников благочестия: святого Иоанна Предтечи, апостола Иакова, священномученика Владимира (Богоявленского), священномученика Андроника (Никольского) и многих других святых мужей и жен. Всевозможные недруги и хулители Церкви, построив свою лживую антицерковную пропаганду на утверждении, что якобы Церковь является противником трезвости, обвиняет любого трезвенника в гнушении и насаждает обязательное питие для верующих».

 

Священник Игорь Бачинин: «Абсолютная трезвость богоугодна». «Жить трезво — обязанность каждого христианина».

 

Священник Илия Шугаев: «Правильнее воспринимать трезвость как необходимое для христианина состояние, лишение которого удаляет от Бога».

(28)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *