Центральная часть Свято-Симеоновского кафедрального собора выглядит сегодня необычно. Богослужения совершаются среди строительных лесов, уходящих под самый купол. А когда звуки церковных песнопений стихают, за дело принимается команда иконописцев.
Работы стартовали в феврале 2019 года. Обновлением росписей занимаются специалисты Межобластного научно-реставрационного художественного управления города Москвы. Объем работ очень велик. Иконописцы создадут крупный образ Христа Спасителя в купольной части, заново напишут фигуры архангелов, украсят интерьеры орнаментальными росписями.
«Мы работаем в академическом стиле, который повсеместно стал распространяться по всей России с конца XVIII века, – рассказывает бригадир Алексей Петрович Рудягин, художник-реставратор первой категории. – Симеоновский храм относится к XIX веку, и его живопись, по-видимому, также была выполнена в этом стиле. Сейчас мы пишем здесь в этом же стиле, только с чуть более классическими, более правильными элементами. Владыка Григорий пригласил нас сюда, зная нашу работу. Ведь мы московская организация, занимаемся реставрацией храмов, воссозданием живописи повсюду. В Новом Иерусалиме росписи делали. Самая главная, большая работа была на Валааме. Владыка Григорий был там, ему это всё очень понравилось. Образы архангелов мы использовали как раз оттуда».
Всего в иконописной артели – семь мастеров. Их навыки очень востребованы, поэтому приходится много ездить. Тем, кто расписывает сегодня Свято-Симеоновский храм, пришлось трудиться в Архангельске, Казани, Орле, Чебоксарах, украшать храмы Валаамского монастыря, работать в Большом театре и Юсуповских палатах. Предмет профессиональной гордости – росписи в Храме Христа Спасителя, выполненные по сохранившимся фотографиям.
«Мы изучаем и памятники, и историю, и религию, – говорит Алексей Рудягин. – В советском прошлом мы были отстранены от этого. Со временем это всё узнали, познали и постепенно духовно растём. Познаём профессионализм, потому что много общаемся с коллегами».
В работе иконописцы нередко сталкиваются с чем-то удивительным. Алексей Владимирович вспоминает, как на Преображение Господне на Валааме каждый раз, когда они приезжали туда в день праздника, ночью было северное сияние. А в часовне преподобного Александра Свирского в Москве открыли старинную редкую композицию «Чудо Александра Свирского при пожаре Астрахани» в хорошей сохранности.
Все члены бригады – высокопрофессиональные люди со специальным образованием. Кто-то окончил Глазуновскую академию в Москве, другие – Институт имени Репина в Санкт-Петербурге. Один из мастеров – Алексей Владимирович Лихачёв – живет в Челябинске, хотя и ездит на работы повсюду. О своей работе говорит просто: «Нам нравится заниматься любимым делом, всегда работаем с удовольствием. Выкладываемся так, чтобы совесть была чиста. Халтуру не приемлем».
Работают в команде и альфрейщики. Альфрейная живопись – это имитация гипсовой лепнины. Она придаёт интерьерам особую выразительность, но очень сложна – требует от мастера большого физического напряжения и сосредоточенности. Ирина Георгиевна Покровская – альфрейщик со стажем, занимается этим 25 лет. Аналогичную работу выполняла в Большом театре.«Техника, в которой мы работаем, используется довольно часто в храмах, во дворцах, – рассказывает Ирина Георгиевна. – Мы тоже часто используем эту технику, если, конечно интерьер располагает к этому. Когда приезжаем куда-то, там есть уже своя стилистика, и мы не имеем права в неё вторгаться. Владыка был на Валааме и в других храмах, где мы работали в этой технике, видел, на что способна наша бригада, поэтому он с радостью нас пригласил, а мы с радостью приехали».
Елена Васильевна Телегина долгие годы преподавала живопись и рисунок в ЮУрГУ на архитектурном факультете. Она постоянно работает с московской бригадой и обожает свое дело: «Видеть итоги своей работы на стенах храма – это самое большое счастье, которое может быть у художника. А именно с этими ребятами работать – особенное счастье. Я видела много других бригад, но работать с ними просто сказка, несмотря на все трудности, испытания, и искушения, которые всегда есть на работе в храме. Но тут скорей бы утро, и опять в храм».
Елена Телегина отмечает, что прихожане могут не волноваться – храм попал в надёжные руки. Ведь мастера опираются на научные достижения, хорошо знают историю культуры и безупречно владеют технологией: «Это очень тяжёлый и очень опасный труд. Здесь высота 10 метров. Иногда приходится висеть над пропастью, чтобы достать до труднодоступных мест. Условия, что ты сел и пишешь, бывают очень редко. Мастера болеют на каждом объекте, потому что везде есть сквозняки. Здесь тоже по очереди все переболели. У них такой образ жизни. Труба прозвучала – и вперёд. По 12 часов каждый день. В этой бригаде стопроцентная взаимозаменяемость. Все делают абсолютно всё с самого начала. Все вместе смывали копоть, шкурили, готовили стены для работы. Нет такого, что кто-то в приоритете, а кто-то чернорабочий. Сейчас идёт Великий пост. Каждый день находиться в храме, быть на каждой службе – это невероятно. Мы работаем, а в боковом приделе служба идёт, запах ладана, песнопения замечательного хора – и как будто время исчезает, вообще забываешь, где ты. Как будто под крылом у Бога».
Свято-Симеоновский собор мастерам очень нравится. Иконописцы отмечают, что он очень радостный, гармоничный в цвете, с оригинальным иконостасом. Легкая архитектура создает светлое праздничное настроение. Работы планируется закончить до Вербного воскресенья.
Анастасия Задорина
Фотографии: Анна Усманова
(50)