Праведный Симеон Верхотурский закончил свой земной путь в возрасте тридцати пяти лет, в 1642 году. Меркушинцы с честью похоронили его у своей приходской Михаило-Архангельской церкви.
Останки святого недолго оставались под спудом. Через 50 лет после смерти праведника, к изумлению жителей Меркушино, гроб с нетленными останками, видимыми сквозь щели гробовой крышки, стал выходить из земли, и появился поверх могилы.
Меркушинцы поняли, что им явлены святые мощи, однако не было ясно, кому они принадлежат: память о святом праведном Симеоне за полвека изгладилась у селян.
Вскоре от мощей святого стала исходить благодать исцелений. От расслабления у гроба праведного исцелился Григорий, слуга нерчинского воеводы Антония Савелова. От глазной болезни по молитвам к праведнику исцелился слуга сибирского воеводы Андрея Феодоровича Нарышкина Илья Головачев: глаза его наполнились кровью, на них наросло «дикое мясо», так что больной не мог видеть. Привязав к глазам повязку с землею от гроба святого праведного Симеона, Илья Головачев исцелился: из глаз его вытекла густая мокрота, а «дикое мясо» отвалилось. Таким же образом исцелилась от глазной болезни и дочь Нарышкина.
Прибывший в 1693 году в Меркушино клирик Матфий, посланный митрополитом Тобольским Игнатием, приказал поставить над гробом малый сруб, что и было исполнено.
В 1694 году чудесно исцелился в Верхотурье от расслабления казак Иван Григорьев. Во сне он услышал голос, велевший ему отслужить молебен Архистратигу Михаилу в церкви села Меркушино и совершить панихиду у «восходящего гроба». Когда это было исполнено, больной получил исцеление. В этом же году у гроба святого исцелилась 15-летняя дочь казака (её лицо было покрыто струпьями), после того как над гробом угодника Божия была отслужена панихида, а лицо девушки отерли землею, взятой из могилы. Подобным же образом исцелился слуга верхотурского воеводы Циклера Петр (у него была повреждена нога).
В 1695 году митрополит тобольский Игнатий, направляясь в Верхотурье для освящения соборного храма, остановился неподалеку от седа Меркушино. Он послал игумена Далматовской обители Исаака с другими клириками освидетельствовать мощи в вышедшем из земли гробе. После этого владыка сам прибыл в Меркушино. Игумен Исаак доложил владыке Игнатию, что по открытии гроба они почувствовали благоухание; в самом гробе было тело христианина: голова, грудь, руки, ребра, стан, ноги — все было в целости, кожа прильнула к костям и только немного обратилась в персть.
18 декабря 1695 года, отслужив Литургию, митрополит Игнатий в сопровождении клириков торжественным шествием отправился к гробу праведника. Владыка убедился, что перед ним останки праведного и богоугодного человека. Он сказал: «Это, точно, некоторый новый святой, как Алексий или Иона, митрополиты российские, или чудотворец Сергий Радонежский, поелику такого же, как и эти святые чудотворцы, сподобился от Бога нетления». Над гробом была совершена лития, его закрыли крышкой и засыпали землей на четверть аршина.
После этого владыка Игнатий стал узнавать у собравшегося народа имя почившего праведника, однако никто этого не помнил. Только 70-летний старец Афанасий подтвердил, что здесь погребен человек праведной жизни, дворянин, пришедший их центральной России, «муж добродетельный», усердный к молитве и занимавшийся портняжным ремеслом. Владыка попросил народ усердно молить Господа, чтобы Он открыл имя новоявленного праведника, обещав, что и сам будет об этом молиться.
И Господь услышал его молитву: отъехав верст на семь от Меркушино, владыка уснул, и во сне увидел толпу нарда и услышал из толпы голоса: «Симеоном зовут его! Симеоном зови его!» Митрополит проснулся в великой радости и умилении.
Прибыв в Свято-Николаевский Верхотурский монастырь, владыка Игнатий рассказал свой сон архимандритам Сергию и Александру и игумену Исааку. Все вместе они пришли к заключению, что видение сие есть Божие откровение. Посему митрополит Игнатий повелел именовать новоявленного угодника Божия Симеоном.
Правильность этого решения вскоре подтвердилась: на обратном пути из Верхотурья митрополит Игнатий вновь заехал в Меркушино, где местный священник Иоанн рассказал ему о своем видении. Священнику приснилось, что он служит литию в церкви перед гробом праведного. Когда же он задумался о том, как поминать праведника, то услыхал чудесный голос: «Почто недоумеваешь? Поминай его Симеоном!» Владыка и все присутствовавшие признали это видение Иоанна новым откровением свыше об имени угодника Божия.
Новый Тобольский митрополит Филофей, откликаясь на просьбу городских правителей и жителей Верхотурья, благословил перенести святые мощи праведного Симеона из села Меркушино в Верхотурье, в Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь.
Торжественное перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского состоялась 12 сентября 1704 года.
Накануне в Меркушино прибыл архимандрит Израиль, чтобы переложить мощи праведника в новый гроб – раку из кедрового дерева (в форме большого ящика с выдвижной крышкой, украшенного резьбой).
Верхотурское духовенство и граждане Верхотурья, взяв иконы, крестным ходом отправились в Меркушино за мощами праведника. Взяв раку, они торжественно понесли ее в город в сопровождении архимандрита и сонма духовенства.
Дойдя до Верхотурья, торжественное шествие направилось в местный монастырь. Мощи праведного первоначально поставили в деревянном храме Покрова Пресвятой Богородицы, а затем перенесли в церковь святителя Николая.
С этого времени святого Симеона стали именовать Верхотурским, а 12 сентября было установлено ежегодно совершать торжественное церковное празднование.
Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора
(8)