АГИАСМА

О Крещенской воде

Крещенская вода носит название Великая АГИАСМА, что в переводе с греческого – Великая святыня. Она подает исцеление недугов – душевных и телесных, гасит пламя страстей, отгоняет недобрые силы. Поэтому святой водой окропляют жилище и всякую вещь, которую освящают.

Великое водоосвящение совершается дважды – в самый день праздника и накануне, в Крещенский сочельник. Некоторые ошибочно полагают, что вода, освященная в эти дни, различается по своим свойствам — в сочельник и в самый день праздника Крещения при освящении воды читаются одни и те же молитвы.

Святитель Иоанн Златоуст ещё в IV веке говорил, что святая вода в продолжении многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы она только минуту назад была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас может увидеть каждый!

Крещенская вода – это одно из благословений и даров, данных Богом Православной Церкви. Известно, что святые имели великое благоговение к святой воде и часто пользовались ей. Так, например, преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им святой Крещенской воды. Преподобный Амвросий Оптинский однажды послал смертельно больному человеку бутылочку со святой водой – и неизлечимая болезнь, к изумлению врачей, прошла. Иеросхимонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты Крещенской водой. Когда кто-нибудь сильно болел, он благословлял принимать по столовой ложке святой воды каждый час. Старец говорил, что лекарств сильнее, чем святая вода и освященное масло, нет.

Чудеса исцелений происходят и в наши дни. Однако чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет её с живой верой в Бога, кто верит в силу молитвы Церкви, кто имеет искреннее и чистое желание изменить свою жизнь. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства или где не имеют намерения воспользоваться ими для спасения души.

«Род лукавый и прелюбодейный, — говорит Спаситель о своих неверующих современниках, — ищет знамения; и знамения не дастся ему».

Святитель Феофан Затворник пишет: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявления других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан».

Бытует распространенное заблуждение, что купание в Крещенской проруби очищает нас от грехов. ЭТО НЕ ТАК: купание в проруби – всего лишь старинный народный обычай. А от грехов очищает Таинство ПОКАЯНИЯ, совершаемого через исповедь. Таинство это обязательно для всех православных христиан, тогда как Крещенское купание совершенно не обязательно. Впрочем, имеющие большое желание могут искупаться.

В праздник Крещения многие берут святую воду домой. Это правильно: Крещенская вода должна быть в доме каждого христианина. Хранить её следует в достойном месте, лучше в святом углу, рядом с иконами. Святую воду, как и просфору, принято употреблять натощак, после утреннего молитвенного правила, с благоговением и молитвой. Однако, в ситуациях, требующей особой помощи Божией, при недугах или нападениях злых сил пить её можно и нужно в любое время.

Самое главное, следует помнить, что если мы не будет стараться изменить себя для Бога, употребление святой воды нам не поможет. Чтобы святая вода принесла пользу, будем заботиться о чистоте души, о высоком достоинстве наших помыслов и поступков.

Молитва перед принятием святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по беспредельному милосердию твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

 

(17)