Святой праведный Симеон – покровитель земли Уральской

 

25 сентября 2022 года, в праздник Перенесения мощей святого праведного Симеона Верхотурского (1704 год) и Недели 15-й по Пятидесятнице, ключарь Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Владимир Маничев в сослужении духовенства собора совершил Божественную литургию в главном храме Челябинской епархии.

 

 

Во время богослужения были прочитаны два отрывка из Евангелий.

В первом отрывке из Евангелия от Иоанна (Ин.3:13-17), читаемом в Неделю перед Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня, Господь Иисус Христос в беседе с пришедшем к Нему фарисеем Никодимом говорит, что никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах. Ему же предстоит и вознестись на небо, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Бог послал Сына Своего не судить мир, но чтобы мир спасен был через Него.

В другом отрывке из Евангелия от Луки (Лк.6:17-23) Господь Иисус Христос в так называемой «Проповеди на равнине» говорит Своим ученикам и собравшемуся народу о заповедях Блаженства.

 

 

В проповеди перед причащением верующих ключарь Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Владимир Маничев рассказал о событиях, сопутствовавших возвращению святых мощей праведного Симеона, конфискованных в 1926 году советской властью (сначала их отправили в Нижне-Тагильский краеведческий музей, затем они оказались в Свердловском краеведческом музее).

 

«После того, как от земных трудов и подвигов святой праведный Симеон Верхотурский отошел в иной мир, Господь не оставил его без внимания, — сказал отец Владимир. – Гроб с его мощами вышел из земли: как бы земля отдала нам эти мощи для поклонения».

 

Отец Владимир Маничев был участником событий встречи мощей святого праведного Симеона, после того как их передали из краеведческого музея г. Свердловска.

 

«В Свято-Симеоновском соборе в конце 80-х годов служил батюшка, родной брат которого был полковником КГБ, — рассказал о. Владимир. – Брат священника предложил забрать мощи праведного Симеона (они лежали в архиве). Мы обратились с просьбой к владыке Мелхиседеку (Лебедеву), архиепископу Свердловскому, чтобы эти мощи вернуть. После вмешательства владыки, они были (в тяжелом дубовом гробу) переданы Церкви и первоначально они пребывали в доме у владыки. В 1990 году владыка освятил храм Всемилостивого Спаса, я был среди служащих клириков, и на другой день мы встречали эти мощи. Присутствовало три владыка: владыка Мелхиседек, владыка Георгий, епископ Челябинский, и владыка Анатолий, епископ Уфимский (будущий викарий митрополита Антония Сурожского)».

 

В жизни и судьбе отца Владимира святой праведный Симеон Верхотурский сыграл важную роль. Ещё в бытность батюшки послушником у архимандрита Серафима (Урбановского) в Каслях, на венчание о. Владимиру с матушкой подарили икону праведного Симеона (это было в 1984 году), а в 1986 году отец Владимир стал клириком Свято-Симеоновского кафедрального собора.

 

«В жизни многих из нас этот уральский святой сыграл свою важную роль, — сказал о. Владимир. – Праведный Симеон помогает в исцелении глазных болезней, других болезней, а главное – он помогает нам меняться внутренне. В прочитанном сегодня отрывке из Евангелия сказано: «Блаженны нищие духом». А нищета духовная – это содержание нашей жизни. Без духа Божия человек не может ни мужества проявить, ни любви, ни мира, ни радости стяжать в душе. Полнота жизни – в Боге».

 

«Празднуя память святого праведного Симеона Верхотурского, мы должны помнить, что у него написано на свитке в руках, на иконе, — сказал отец Владимир. А там написано: молю вас, братья: имейте страх Божий и чистоту души. Начало премудрости – страх Господень. Если мы боимся обидеть Господа, лишиться радости общения с Ним, то мы на верном пути. Празднуя память праведного Симеона, мы всегда должны сверять с ним свою душу: насколько она пребывает в чистоте».

 

 

После Божественной литургии в престольный праздник Свято-Симеоновского собора состоялся крестный ход: духовенство и прихожане с иконой святого праведного Симеона Верхотурского обошли по периметру Свято-Симеоновский кафедральный собор. Прихожан и гостей храма окропили святой водой. У входа в собор перед иконой была прочитана молитва святому и пропето ему величание.

Отец Владимир сердечно поздравил с праздником всех участников богослужения. После этого в соборе состоялся концерт колокольного звона в рамках первого челябинского фестиваля «ЗвонЧе»

 

 

Из Жития святого праведного Симеона Верхотурского (о перенесении его святых мощей):

 

Праведный Симеон Верхотурский закончил свой земной путь в возрасте тридцати пяти лет, в 1642 году. Меркушинцы с честью похоронили его у своей приходской Михаило-Архангельской церкви.

Останки святого недолго оставались под спудом. Через 50 лет после смерти праведника, к изумлению жителей Меркушино, гроб с нетленными останками, видимыми сквозь щели гробовой крышки, стал выходить из земли, и появился поверх могилы.

Меркушинцы поняли, что им явлены святые мощи, однако не было ясно, кому они принадлежат: память о святом праведном Симеоне за полвека изгладилась у селян.

Вскоре от мощей святого стала исходить благодать исцелений. От расслабления у гроба праведного исцелился Григорий, слуга нерчинского воеводы Антония Савелова. От глазной болезни по молитвам к праведнику исцелился слуга сибирского воеводы Андрея Феодоровича Нарышкина Илья Головачев: глаза его наполнились кровью, на них наросло «дикое мясо», так что больной не мог видеть. Привязав к глазам повязку с землею от гроба святого праведного Симеона, Илья Головачев исцелился: из глаз его вытекла густая мокрота, а «дикое мясо» отвалилось. Таким же образом исцелилась от глазной болезни и дочь Нарышкина.

Прибывший в 1693 году в Меркушино клирик Матфий, посланный митрополитом Тобольским Игнатием, приказал поставить над гробом малый сруб, что и было исполнено.

В 1694 году чудесно исцелился в Верхотурье от расслабления казак Иван Григорьев. Во сне он услышал голос, велевший ему отслужить молебен Архистратигу Михаилу в церкви села Меркушино и совершить панихиду у «восходящего гроба». Когда это было исполнено, больной получил исцеление. В этом же году у гроба святого исцелилась 15-летняя дочь казака (её лицо было покрыто струпьями), после того как над гробом угодника Божия была отслужена панихида, а лицо девушки отерли землею, взятой из могилы. Подобным же образом исцелился слуга верхотурского воеводы Циклера Петр (у него была повреждена нога).

В 1695 году митрополит тобольский Игнатий, направляясь в Верхотурье для освящения соборного храма, остановился неподалеку от седа Меркушино. Он послал игумена Далматовской обители Исаака с другими клириками освидетельствовать мощи в вышедшем из земли гробе. После этого владыка сам прибыл в Меркушино. Игумен Исаак доложил владыке Игнатию, что по открытии гроба они почувствовали благоухание; в самом гробе было тело христианина: голова, грудь, руки, ребра, стан, ноги — все было в целости, кожа прильнула к костям и только немного обратилась в персть.

18 декабря 1695 года, отслужив Литургию, митрополит Игнатий в сопровождении клириков торжественным шествием отправился к гробу праведника. Владыка убедился, что перед ним останки праведного и богоугодного человека. Он сказал: «Это, точно, некоторый новый святой, как Алексий или Иона, митрополиты российские, или чудотворец Сергий Радонежский, поелику такого же, как и эти святые чудотворцы, сподобился от Бога нетления». Над гробом была совершена лития, его закрыли крышкой и засыпали землей на четверть аршина.

После этого владыка Игнатий стал узнавать у собравшегося народа имя почившего праведника, однако никто этого не помнил. Только 70-летний старец Афанасий подтвердил, что здесь погребен человек праведной жизни, дворянин, пришедший их центральной России, «муж добродетельный», усердный к молитве и занимавшийся портняжным ремеслом. Владыка попросил народ усердно молить Господа, чтобы Он открыл имя новоявленного праведника, обещав, что и сам будет об этом молиться.

И Господь услышал его молитву: отъехав верст на семь от Меркушино, владыка уснул, и во сне увидел толпу нарда и услышал из толпы голоса: «Симеоном зовут его! Симеоном зови его!» Митрополит проснулся в великой радости и умилении.

Прибыв в Свято-Николаевский Верхотурский монастырь, владыка Игнатий рассказал свой сон архимандритам Сергию и Александру и игумену Исааку. Все вместе они пришли к заключению, что видение сие есть Божие откровение. Посему митрополит Игнатий повелел именовать новоявленного угодника Божия Симеоном.

Правильность этого решения вскоре подтвердилась: на обратном пути из Верхотурья митрополит Игнатий вновь заехал в Меркушино, где местный священник Иоанн рассказал ему о своем видении. Священнику приснилось, что он служит литию в церкви перед гробом праведного. Когда же он задумался о том, как поминать праведника, то услыхал чудесный голос: «Почто недоумеваешь? Поминай его Симеоном!» Владыка и все присутствовавшие признали это видение Иоанна новым откровением свыше об имени угодника Божия.

Новый Тобольский митрополит Филофей, откликаясь на просьбу городских правителей и жителей Верхотурья, благословил перенести святые мощи праведного Симеона из села Меркушино в Верхотурье, в Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь.

Торжественное перенесение святых мощей праведного Симеона Верхотурского состоялась 12 сентября 1704 года.

Накануне в Меркушино прибыл архимандрит Израиль, чтобы переложить мощи праведника в новый гроб – раку из кедрового дерева (в форме большого ящика с выдвижной крышкой, украшенного резьбой).

Верхотурское духовенство и граждане Верхотурья, взяв иконы, крестным ходом отправились в Меркушино за мощами праведника. Взяв раку, они торжественно понесли ее в город в сопровождении архимандрита и сонма духовенства.

Дойдя до Верхотурья, торжественное шествие направилось в местный монастырь. Мощи праведного первоначально поставили в деревянном храме Покрова Пресвятой Богородицы, а затем перенесли в церковь святителя Николая.

С этого времени святого Симеона стали именовать Верхотурским, а 12 сентября было установлено ежегодно совершать торжественное церковное празднование.

 

 

Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора

 

 

 

 

(63)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *