О двунадесятом празднике Рождества Пресвятой Богородицы

 

В канун двунадесятого праздника Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии предлагаем вашему вниманию отрывок из книги ключаря Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерея Владимира Маничева «Путь души» (дневник православного священника), посвященный этому празднику.

Книга «Путь души» — это повествование о нашей душе, которой свойственны добрые качества и недобрые. Задача этой работы, по слову автора, заключается в том, чтобы показать, почему Евангелие именуется Книгой Жизни. И каким образом Святая Церковь своими богодухновенными текстами помогает нам постичь глубину собственной души.

 

 

Рождество Богородицы

Лк. 54 зач., Гл.10, 38-42; 11, 27-28.

«В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у нее была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее» (Лк. 10, 38-42).

«Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11, 27-28).

 

«Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный» /Тропарь праздника/.

 

«Иаковлю Тя доброту, и божественную лествицу, от долу юже виде первее, простертую к высоте, вемы Чистая, низводящую свыше Бога воплощена, и земныя паки возводящую» (Триодь Постная. Неделя о Мытаре и фарисее. 7-я Песня Канона).

 

Не случайно св. Церковь празднует этот великий день 8-го Сентября (старый стиль). Этот праздник отмечается через неделю после церковного Новолетия, начала нового церковного года. Господь и Бог наш создал землю, невидимый и видимый мир в шесть дней. А в седьмой день, как повествует Св. Писание – «почил от дел Своих». Восьмой же день, по учению Церкви, является днем ВЕЧНЫМ и БЕСКОНЕЧНЫМ – Небесным Царством, в котором будут пребывать души праведников, наслаждаясь неизреченной сладостью богообщения. Поэтому Рождество Богородицы – является началом нашего духовного обновления.

«Начало нашего спасения, днесь бысть» (Стихира Литии).

Это сладостный вечный день, «идеже празднующих глас непрестанный и бесконечная сладость зрящих лица Господня доброту неизреченную», «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».

Взирая на образ Божией Матери и внимая прославляющим Ее церковным гимнам, мы слышим, что Церковь взывает к Ней: «Земле благая, благословенная Богоневесто, клас прозябшая неоранный и спасительный миру», «Мосте, к небесе приводяй», «Гора и дверь небесная», «Лествица, Еюже сниде Бог и человек взыде».  Мы понимаем, что Она явилась для нас некоей благодатной почвой, основой воплощения. Она – то, что наполняет наше естество чистотой и непорочностью, делает нас храмом Самого Бога («Пречистый храм Спасов, благодатный чертог и Дево»), единственно в котором может родиться Истина. Ведь и о нас сказал божественный Павел: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1Кор. 3,16). А Христос сказал: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк.17, 21).

«Пречистое Твое рождество, Дево непорочная, несказанное, и зачатие неизглаголанное, и рождение Твое невесто неневестная: Бог бо бе весь в мя облекийся» (5-я Песня Канона).

Потому и воспевала Церковь в день Христова Рождества:

«Что Тебе принесем, Христе, яко явился еси на земли, яко человек нас ради; каяждо (всякая) бо от Тебе бывших тварей, благодарение Тебе приносит: ангели пение, небеса звезду; волсви дары, пастырие чудо, земля вертеп; пустыня ясли; мы же Матерь Деву, иже прежде век Боже, помилуй нас».

(25 декабря. Минея. Стихира на Господи воззвах»).

«Неизреченным Промыслом Божиим нашелся такой человек, который достиг высочайшей степени тварного совершенства. Им была Приснодева Мария, Богородица. И Слово Божие, Ипостасный Логос, второе Лицо Пресвятой Троицы снизошел к этой вершине тварного совершенства, воспринял от Нее полноту человеческого существа и, не изменив Божества, и не смешавшись с человечеством, соединился в единого истинного Богочеловека, Господа нашего Иисуса Христа. Это центральное событие не только в истории человечества, но и всего мира, космоса (ибо человек – микрокосмос, в малом виде весь мир), св. ап. Иоанн выражает словами «И Слово стало плотью» (Ин.1,14). Божия Матерь как совершеннейший и святейший человек явилась не только всечеловеком, т.е. выразителем идеальной и совершеннейшей сущности человечества, но и тварности вообще. Приняв же в Себя Слово Божие, Она достигла и предельного обожения, стала Богом по благодати. Это и звучит в словах величания: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим… сущую Богородицу Тя величаем». Обоженная до конца и ставшая Богом по благодати, Божия Матерь родила Богочеловека…

Богоподобность Божией Матери, Ее активность в деле спасения есть такое Ее смирение перед Богом, которого не знает, и не будет знать человечество. Это смирение – подобно творящему смирению Бога, когда Он захотел добровольно ограничить Себя и Свою волю, поставив возле Себя свободную и потенциально неограниченную тварь. И вот на смирение Божией Матери Бог ответил актом вторичного смирения: ранее создав тварь, Он ныне принимает ее вид и, будучи бесплотен, воплощается в плоть, воспринимает временно-пространные формы, что выражено в литургической формуле:

«Безлетное Слово милости ради под летом бывшее» т.е. «безвременное (вечное) Слово из милосердия ставшее во времени».

Это есть творение Нового Адама и с Ним, Новой Твари, Спасение и обожение ее. И в сем акте добровольно и самостоятельно принимает участие сама тварь в лице Божией Матери.

Богоподобное смирение Ее перед Богом и самоограничение (истощание) Бога-Слова  перед человеком является как тайна Богочеловечества в Лице Господа Иисуса Христа, Спасителя, Своими страданиями обожающего человека, а с ним и все мироздание».

(В. Ильин «Запечатанный гроб Пасха нетления». Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1995г. С. 9,11).

«Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение Рабы Своея» (Лк.1, 46-47).

И если Она лествица, посредством которой Господь к нам нисходит, а мы восходим к Нему, значит, смирение и есть тот «ключ разумения», вооружившись которым мы преображаемся в Бога.

«Начало нашего спасения, людие, днесь бысть», – напоминает нам в этот день св. Церковь. «Воспеваю благодать Твою Владычице, молю Тя, ум мой облагодати» –  обращаемся мы к Богородице ежедневно (Молитва Утренняя).

Не просто удержаться на гребне этого осознания. Мир и привязанность к нему отвращает нас от Бога. Для этого и необходим крестный подвиг самоотверженности, подвиг смирения. Не случайно поэтому, св. Церковь напоминает нам катавасией Праздника о том, что возвращает в нас Богу.

«Крест начертав Моисей, прямо жезлом чермное пресече, Израилю пешеходящу: тоже обратно фараоновым колесницам ударив совокупи, вопреки написав непобедимое оружие, тем же Христу поим Богу нашему, яко прославися».

«Крест начертывая, Моисей прямо рассек Красное море жезлом для идущего пешком Израиля, и то же море ударом поперек обратно для Фараоновых колесниц соединил, изобразив тем непобедимое оружие; потому поем Христу Богу нашему: ибо Он прославился».

(Катавасия Канона).

А посему помолимся нашей Ходатаице:

«Буди ми, Всенепорочная, живота путь (путь жизни), наставляющий мя к божественным селением: прельстихся бо и к пропастем злобы поползнухся, от нихже мя возведи ходатайством Твоим» (Неделя 2-я Вел. Поста 1-я песня Канона).

 

 

Из книги ключаря Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерея Владимира Маничева «Путь души» (дневник православного священника)

 

 

(8)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *