Преобразившийся на горе Фавор Господь показал нам славу будущего века

 

19 августа 2022 года, в день празднования Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, ключарь Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Владимир Маничев совершил Литургию в главном храме Челябинской епархии. Ему сослужили клирики Свято-Симеоновского кафедрального собора.

 

 

За богослужением был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея (Мф.17:1-9), в котором рассказывается, как Господь наш Иисус Христос, взойдя на гору Фавор вместе с ближайшими своими учениками — Петром, Иаковом и Иоанном, преобразился  перед ними: лице Его просияло, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. Явились Моисей и Илия и беседовали с Иисусом. Петр, пораженный видением, сказал: «Хорошо нам здесь быть». Он предложил сделать для Господа и двух явившихся мужей по куще (палатке). Однако явилось облако, из которого изшел глас: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». После этого ученики от страха пали на лица свои. Но Иисус призвал их встать и не бояться. Когда же они сходили с горы, Господь запретил им рассказывать о всем бывшем, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.

 

Преобразившись на горе Фавор, Господь показал, что Он есть истинный Бог, Сын Божий. По словам архимандрита Кирилла (Павлова), христиане торжествуют и радуются в этот праздник, потому что славное Преображение Господне дает утешение христианскому сердцу. Твердой и непоколебимой становится наша вера во Христа и наше упование во Христе на вечное блаженство, когда мы духом переносимся на Фавор и делаемся зрителями Преображения Спасителя.

 

В проповеди перед причащением верующих клирик Свято-Симеоновского кафедрального собора иерей Андрей Григорьев отметил, что о Преображении Господа Иисуса Христа рассказывают три евангелиста: Матфей, Марк и Лука. Их рассказы дополняют друг друга, но никак не противоречат друг другу. Событие Преображения Господа произошло через несколько дней после того, как Петр исповедал Иисуса Христом, Сыном Бога Живого.

 

«Евангелисты пытаются человеческим словом изобразить неизреченную славу Божию, явление Божества — пояснил отец Андрей. – Как говорят святые отцы, на горе Фавор Господь Иисус Христос лишь явил то, чем Он был изначала. Это не какой-то «фокус», не какое-то изменение – силою Духа Святого он дал ученикам возможность видеть тот Божественный Свет, который присущ Ему изначала. Свет – одно из имен Бога. Как мы знаем из Священного Писания, Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы».

 

«Христос явил Своё Божество, Божественные нетварные энергии. Они изначальны, нематериальны, — сказал отец Андрей. – Поэтому они недоступны обычному человеческому взгляду, без особого дара Духа Святого».

 

Учение о Божественном нетварном свете, или Фаворском свете, на протяжении веков было предметом споров в христианском мире. В итоге православный взгляд восторжествовал: именно Божественные энергии были явлены ученикам на горе Фавор.

 

«Видели» – это означает, что ученики приобщились к Божественному свету, стали причастны ему, — пояснил отец Андрей. – Апостол Петр свидетельствует за всех: хорошо нам здесь быть. Ученики ощущали неизреченное, райское блаженство на горе Фавор. Православное учение утверждает, что человек может вступить в непосредственное общение с Богом. Да, Бог по сущности непостижим, но через Свои нетварные Божественные энергии Он становится постигаем людьми. Человек способен к «обожению». Как говорили учителя христианства в IV веке: Бог стал человеком для того, чтобы человек стал Богом».

 

Истинное счастье человека – не в приобретении материальных благ, бытовом комфорте, но в сфере духовного, так как человек сотворен по образу и подобию Божию. Поэтому счастье человека – в общении со своим Создателем, отметил священник.

 

«Человек получает возможность общаться с Богом, когда исполняет Его заповеди, — отметил отец Андрей. – поэтому для нас особенно важно изучать Священное Писание, чтобы понимать, какую весть принес нам воплотившийся Бог».

 

«Преобразившемуся Христу явились два величайших пророка Ветхого Завета – Моисей и Илия, — отметил отец Андрей. – Святитель Иоанн Златоуст среди причин явления этих пророков называет следующую. Поскольку иудеи обвиняли Иисуса Христа в нарушении и разрушении Моисеева закона, важно было появление законодавца Моисея, который мирно беседует с Иисусом Христом. Клеветники обвиняли Иисуса в наблагоговейном отношении к Вехозаветному закону, и вот, Ему является великий ревнитель закона – Илия. Моисей и Илия беседуют с Иисусом об исходе из Иерусалима – о том великом подвиге, который предстоит Господу на Голгофе».

 

Иудейские начальники не хотели такого Мессию, который не дает им земного богатства, а призывает их к истинному счастью, возможному только для того, кто побеждает в себе грех.

 

«Моисей и Илия беседуют со Христом, чтобы и учеников укрепить, — говорит о. Андрей, — как нам говорит песнопение этого праздника. Христос переносит страдание добровольно. По великой своей милости, Господь исцеляет уклонение воли человеческой от воли Божественной, которое имело место при Адаме и Еве. Тьма не может объять, погасить свет, явленный на Фаворе. Он продолжает светить в нашем падшем мире.  Проводниками Божественного света в наш мир были святые мужи и жены, явленные нам на иконах. Это символически изображают нимбы вокруг их голов».

 

Будем верить в Свет, чтобы быть сынами этого Света, — призвал отец Андрей.  Этот Свет не погаснет, а будет сиять все сильнее, пока в Царстве Небесном не наполнит собой всё.

 

«Тьма не обымет нашу душу, если мы идем к свету, надеемся на источник этого света – Иисуса Христа», — сказал священник.

 

В народе праздник Преображения также именуют Яблочный Спас. В этот день в храмах совершается освящение винограда и иных плодов. После Литургии протоиерей Владимир Маничев и клирики собора совершили молитву на освящение фруктов и плодов нового урожая. Иерей Андрей Григорьев окропил святой водой принесенные прихожанами для освящения плоды.

 

Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора

 

 

 

 

 

(24)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *