День празднования Казанской иконы Божией Матери – престольный праздник прихода Свято-Симеоновского кафедрального собора

 

21 июля 2022 года, в день празднования Явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани в 1579 году, священнослужители Свято-Симеоновского кафедрального собора во главе с ключарем протоиереем Владимиром Маничевым совершили Божественную Литургию в главном храме Челябинской епархии. Для прихода это престольный праздник: 35 лет назад южный придел собора был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери.

 

 

За богослужением был прочитан отрывок из Евангелия от Луки (Лк.10:38-42, 11:27-28) в котором говорится о том, как Спаситель, путешествуя, пришел в дом к сестрам Марфе и Марии. Мария, сев у ног Господа, слушала слово поучения, а Марфа хлопотала об угощении. Когда Марфа обратилась к Спасителю с тем, чтобы Он отправил Марию помочь ей, Иисус Христос сказал: «Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё». Спаситель также сказал об истинном блаженстве: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

 

В проповеди перед причащением верующих клирик Свято-Симеоновского кафедрального собора иеромонах Иосиф (Реутов) поздравил всех прихожан с престольным праздником и рассказал об истории явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани.

«Наши предки имели крепкую веру в предстательство за народ Божией Матери и часто обращались к Ней в нуждах, скорбях и печалях с теплой усердной молитвой, — сказал отец Иосиф. – Народ любил называть Матерь Божию именами, приличествующими Её небесному покровительству и милосердию. Матерь Божия не оставляла эту веру тщетной, подавала Свою скорую помощь».

«История Государства Российского полна свидетельств об этих неисчислимых милостях Заступницы нашей, — продолжил отец Иосиф. – Русский народ с древних времен отличался простотой и благоговейной верой и любовью к Господу нашему Иисусу Христу. Это располагало Матерь Божию оказывать особое покровительство нашей земле. И народ наш почитает Пресвятую Богородицу так, как никакой другой народ.  И на нашу землю излила Она Свои милости и благодарность. В любом русском городе есть иконы Божией Матери, Её чудотворные образы. Никакие иконы угодников Божиих не прославлены столькими чудотворениями, как иконы Богоматери. И в числе наиболее чтимых и прославленных Её икон – Казанская»

Священник кратко сказал об истории Казанской иконы.

«Во второй половине XVI века к России были присоединены обширные земли казанских татар. Было положено начало распространению среди них православной веры. Однако магометанство упорно боролось с православием, ощущался недостаток проповедников сильных духом и словом. Казань в то время пострадала от пожара, и противники христианства обратили это себе на пользу: они в своих проповедях утверждали, что пожар – кара божия за отступление от веры предков. Чтобы укрепить принявших православную веру, Господь явил им Свое милосердие в чудотворном образе Пресвятой Богородицы»

«Дом одного стрельца в Казани пострадал от пожара, — продолжил отец Иосиф. – Дочери стрельца, 9-летней отроковице Матроне, явилась во сне Богоматерь и сказала, что в земле, на пепелище их дома в земле находится Её икона. Она повелела объявить об этом архиепископу. Девочка рассказала об этом своей матери, но та сочла это за пустое. Так повторилось и во второй раз. Наконец, девочке во сне явилась икона Богоматери, от которой изливался чудный свет. В то же время прозвучало грозное предупреждение: если ничего не будет сделано, икона может явиться в другом месте, а сама Матрона умрет. Девочка умолила мать пойти к архиепископу Иеремии, но тот не поверил их словам. Тогда мать и соседи стали сами копать землю на пепелище в поисках иконы. Наконец, сама Матрона, начав копать землю, обрела драгоценный образ, от которого исходил чудесный свет. От иконы стали совершать исцеления и чудеса. При перенесении иконы в городской собор от слепоты исцелился человек по имени Иосиф. В соборе от благодатного действия иконы прозрел другой слепец – Никита. От иконы стало подавиться людям множество исцелений».

 

Отец Иосиф напомнил, что исцеления болящих – это не единственная помощь нашему народу от чудотворной иконы. Во время нашествия поляков на Русь в начале XVII века Казанская икона Божией Матери явила особую свою милость: заступничеством Царицы Небесной спасена была Русская земля.

Отец Иосиф особо подчеркнул, что явление иконы Божией Матери совершилось невинной и чистой душой девятилетней отроковице:  «Это приводит нас к убеждению, что только чистые душой могут прикоснуться к Божественной святыне. Богоматерь особо благоволит к тому, кто чист душой, так как она Сама – честнейшая Херувим. Господь еще через пророка Исаию говорил: «Измыйтеся, чисти будите, отъимите лукавства от сердец ваших пред очима Моима» (Книга пророка Исаии 1:16-20). Господь повелевает каждому омыть скверны своего сердца. Всякий грех имеет исток в нашей душе, всякое беззаконие исходит из нашего сердца. Ио из сердца человека исходят помышления злые. Сердце отягощается заботами житейскими. А Господь говорил: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, или во что одеться, потому что всего этого ищут язычники».

Нам нужно всемерно заботиться об очищении души от всякой греховной скверны, подчеркнул отец Иосиф. Потому что сказано: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Если же человек пал, от должен омыть душу слезами покаяния.

 

День празднования Явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани является престольным праздником Свято-Симеоновского кафедрального собора. 35 лет назад южный придел собора был освящен во имя Казанской иконы Божией Матери.

 

Напомним, что осенью 1986 года Челябинский горисполком разрешил приходскому совету Свято-Симеоновского храма начать разработку проекта капитальной реконструкции. Архитекторами Челябгражданпроекта Алексеем Буровым и Виктором Токаревым проект реконструкции был подготовлен, и через год получено разрешение на проведение работ. В Челябинске после 70-летнего перерыва возобновилось храмовое строительство.

Настоятелем храма в этот период был протоиерей Иоанн Иващенко, также выполнявший обязанности секретаря Челябинского епархиального управления. На строительстве работала небольшая бригада профессионалов и несколько десятков добровольцев из числа прихожан. Пастырь сумел вдохновить их на подвижнический труд. Работали и днём, и ночью. Службы при этом не прекращались. Семь человек из прихода по полгода отработали на кирпичном заводе, чтобы получить дефицитный по тем временам кирпич. Практически все стройматериалы были в то время дефицитом. Однако работы продвигались быстрыми темпами.

В результате реконструкции площадь Симеоновского храма увеличилась почти в три раза. Появились два новых вместительных боковых придела: южный в честь Казанской иконы Божией Матери и северный в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.

 

После Литургии состоялся крестный ход: духовенство и прихожане с хоругвями и с иконой Казанской Божией Матери обошли по периметру Свято-Симеоновской собор. У врат собора была пропеты молитва и величание Пресвятой Богородице. Многая лета возглашены Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и митрополиту Челябинскому и Миасскому Алексию, клиру собора и прихожанам. В проповеди у врат собора ключарь протоиерей Владимир Маничев в своей проповеди поздравил прихожан с престольным праздником и вспомнил историю Казанского придела: первоначально он находился в северных вратах.

«Между тем на большие праздники в то время причащалось до тысячи человек, — отметил отец Владимир. —  Некоторые прихожане до сих пор сохраняют верность нашему храму».

Отец Владимир тепло поздравил с праздником прихожанку Лидию, которая вот уже несколько десятков лет регулярно посещает Богослужения в Свято-Симеоновском кафедральном соборе. Сегодня прихожанка уже перешагнула 95-летний рубеж. Прихожане тут вспомнили, что Лидия раньше пела на клиросе. Все пожелали старейшей прихожанке духовной бодрости и крепкого здоровья.

 

Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора

 

 

 

 

(19)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *