Почитать святые иконы будем до скончания века

13 марта, в Неделю 1-ю Великого поста, именуемую Торжеством Православия, митрополит Челябинский и Миасский Алексий совершил Божественную Литургию в Свято-Симеоновском кафедральном соборе. Ему сослужило духовенство главного храма Челябинской епархии во главе с ключарем протоиереем Владимиром Маничевым.

 

 

Торжество Православия празднуется в первое воскресенье Великого поста по той причине, что именно в первую Неделю Великого поста в 843 году императрица Феодора, жена царя Феофила, верная вере православной и почитанию икон, торжественно внесла иконы в храм в Константинополе, во время Литургии, и утвердила их почитание. Свершилась окончательная победа над ересью иконоборчества.

 

 

В своей проповеди владыка Алексий напомнил, что в IX веке Церковь одолела врагов Православия, которые искажали истинное учение об иконах.

 

«Главный смысл большинства существовавших и еще существующих сегодня ересей – это отвержение божества Второго Лица Святой Троицы – Господа нашего Иисуса Христа, — сказал владыка Алексий. — Почему для нас так важно иконопочитание? Через иконопочитание мы утверждаем открытую в Евангелии нам истину, что Бог явился нам во плоти, что Он вочеловечился, принял на себя нашу природу. Через это род человеческий получает вечное спасение».

 

Митрополит Алексий напомнил о том, что Ветхий Завет запрещал изображать Бога. Почему же мы изображаем Второе Лицо Святой Троицы, а также Божию Матерь и святых угодников Божиих на иконах? Именно потому, что Господь принял на себя нашу человеческую природу, стал видим и ощутим, а значит, мы можем чувственным образом ее изобразить. Если же мы отвергаем воплощение Сына Божия, то тем самым мы отвергаем и наше спасение. Господь принял на себя всю нашу человеческую природу целиком, кроме греха.

 

«Господь хранит народ православный, Церковь Свою святую, которая является столпом и утверждением истины и вне которой нет спасения, — подчеркнул владыка Алексий. – Будем благодарить Бога, что мы являемся чадами Православной Церкви, которая хранит истинную веру. Но на нас это накладывает громадную ответственность: этой истинной вере мы должны соответствовать, то есть, жить по заповедям Божиим, в соответствии с христианским православным вероучением. Просто называться христианами недостаточно».

 

В 1-ю Неделю Великого поста, как и в другие воскресные дни Святой Четыредесятницы, совершается Литургия Василия Великого. В этот же день митрополитом Алексием и духовенством Свято-Симеоновского кафедрального собора после Литургии был совершен чин Торжества Православия.

 

Во время этого Последования произносится анафема на еретические учения, разрушающие Церковь. Слово «анафема» не равнозначно «проклятию» — она означает «отлучение», «отвержение». Во время совершения чина были преданы анафеме многочисленные ереси и утверждения еретиков, искажающие учение Церкви.

Как писал святитель Игнатий Брянчанинов: «Когда Церковью предаётся анафеме какое-либо учение, это значит, что учение содержит в себе хулу на Святого Духа и для спасения должно быть отвергнуто и устранено, как яд устраняется от пищи».

 

В слове перед причащением верующих клирик Свято-Симеоновского кафедрального собора иерей Андрей Григорьев подробно остановился на истории иконоборческой ереси.

Гонение на иконы, начатое при царе Льве Исаврянине (царствовал в 717-741 годах), который не видел разницы между святыми иконами и идолами, продолжилось при его приемнике Константине Копрониме (занимал престол в 741-775 годах). Сначала, по указу императора Льва, иконы были подняты на такую высоту в храмах, чтобы верующие не могли их лобызать. Затем было приказано совсем иконы из храмов убрать. Уничтожались и предавались огню не только святые иконы, но и мощи святых. Во всей Восточной части Римской империи начались жестокие преследования почитающих иконы: они заключались в темницы, предавались на мучения; некоторые даже приняли смерть за свои убеждения. Почитание икон приравнивалось к идолопоклонству. Гонение было воздвигнуто и на монашество: монастыри превращались в казармы или конюшни, монахи разгонялись. Западная часть Империи и Сирия не присоединились к этому гонению. Известны многочисленные письма и творения святого Иоанна Дамаскина в защиту святых икон.

На VII Вселенском Соборе (787 год) Христова Церковь восстановила почитание святых икон (во время управления царицы Ирины и Константина, которые, по настоянию святейшего патриарха Тарасия, и собрали Собор). Собор постановил почитать иконы  в качестве догмата Православной Церкви. Кто не почитает иконы, тот отпадает от Божественной благодати, от полноты Церкви, становится еретиком.

 

«Честь, воздаваемая образу, иконе, переходит к первообразу, — пояснил отец Андрей. – И мы поклоняемся не доске и краскам, а Самому Богу, изображенному на святых иконах, или Божией Матери, или святым. Им мы молимся. Это благоговейное поклонение, почитание икон».

 

Однако при Льве Армянине (царствовал с 813 по 820 годы) началось новое гонение на иконы, которое продолжилось и при следующих царях, особенно при Феофиле (время царствования – 829-842 годы), который подверг многих из святых отцов различным наказаниям и пыткам за святые иконы. За воздвигнутое гонение он жестоко страдал и мучился от болезни, что было открыто во сне его супруге Феодоре. После смерти Феофила царица Феодора и патриарх Мефодий, много пострадавший от иконоборцев, восстановили иконопочитание.

В первую Неделю Великого поста Церковь празднует восстановление почитания святых икон, совершенное царем Михаилом и его матерью, блаженной царицей Феодорой, а также святым патриархом Константинопольским Мефодием.

 

По окончании богослужения владыка Алексий поздравил всех верующих с Торжеством Православия, пожелал всем здоровья, помощи Божией в прохождении поприща Великого поста. Владыка также призвал всех усилить молитвы о мире во всем мире, чтобы все люди пришли к познанию истины, чтобы воцарились в мире любовь и братолюбие. Также он призвал к творению добрых дел, по Евангелию, ради наших ближних и спасения нашей бессмертной души.

 

Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора

 

 

 

 

 

(30)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *