В четверток 1-й седмицы Великого поста священнослужители Свято-Симеоновского кафедрального собора совершили великое повечерие с чтением покаянного канона Андрея Критского

10 марта, в четверток 1-й седмицы Великого поста, священнослужители Свято-Симеоновского кафедрального собора во главе с ключарем собора протоиереем Владимиром Маничевым совершили великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в главном храме Челябинской епархии.

 

 

Чтение Великого покаянного канона на 1-й седмице задает тон всему Великому посту. В четверг (четверток) 1-й седмицы читается заключительная (четвертая) часть канона Андрея Критского. Здесь уже преобладают образы Нового Завета, в стихах канона множество догматически выверенных отсылок к троичности Божества и спасительной миссии Иисуса Христа, связанной с Его вочеловечением и искуплением рода людского. При этом образы из ветхозаветной истории продолжают присутствовать в стихах. Покаянной настрой канона усиливается; чаще повторяется рефрен «Преподобная мати Марие, моли Бога о нас», обращенный к преподобной Марии Египетской, известной подвижнице V века, которая покаянными подвигами в пустыне показала пример, как человек из глубины греховного падения может не просто восстать, но и достичь высот святости.

 

В проповеди по окончании великого повечерия клирик Свято-Симеоновского кафедрального собора иерей Андрей Григорьев, говоря о Великом каноне, особо подчеркнул, что преподобный Андрей Критский на примерах Священного Писания показывает нам путь покаяния, которым мы можем вернуться к Отцу Небесному.

 

«Суть грехопадения первых людей, Адама и Евы, и заключалась в том, что они  отвернулись от Бога, пресекли общение с Ним, потеряли веру, — сказал отец Андрей. — И через это в мир вошла смерть. Потому что нет иного источника жизни, кроме Господа, всё сотворившего».

 

Отец Андрей в связи с этим напомнил евангельский образ виноградной лозы (из Евангелия от Иоанна): если ветви на лозе, то они живы; если же ветвь отделяется от лозы, то она засыхает. Это же происходит и с каждым человеком, который сам себя отделяет от Источника жизни – от Бога.

 

«Осознать это, исправить – можно на пути покаяния. Этот путь открыл нам Господь. И время Великого поста нас настраивает ступить на этот путь и пойти по нему, — сказал отец Андрей. – Цель человеческой жизни – соединение с Богом, стяжание благодати Духа Святого Божия».

 

Великий покаянный канон — творение византийского гимнографа конца VII — начала VIII веков святителя Андрея, архиепископа Критского, прославленного в лике преподобных.

Как говорится в Синаксаре Триоди Постной, собрав воедино события ветхозаветной и новозаветной истории, от Адама и до самого Христова Вознесения и апостольской проповеди, канон поучает сим всякую душу: «каким благим примерам ревновать и подражать по силе, а каких злых отбегать, востекая к Богу покаянием, слезами, исповеданием и иным благоугождением; канон сей столь широк и сладкогласен, что и самую жесточайшую душу способен умягчить и к бодрости благой воздвигнуть, если только поется с сокрушенным сердцем и подобающим вниманием».

 

Во время Великого поста канон Андрея Критского читается дважды. Сначала по частям он читается на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверток 1-й седмицы. Второй раз канон читается целиком на 5-й седмице — в среду вечером на утрене четвертка, которую еще называют Стоянием Марии Египетской.

 

Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора

 

 

 

 

 

(14)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *