Протоиерей Владимир Маничев: «Когда мы в полноте духа, то мы уже любим не только себя»

В воскресный день 29 ноября 2020 года в Свято-Симеоновском кафедральном соборе была отслужена Божественная литургия. Возглавил богослужение ключарь собора протоиерей Владимир Маничев.

 

В Евангельском отрывке, читаемом в этот день в храмах, повествуется о том, как законник спросил Христа о том, что надобно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную, и сам же ответил на этот вопрос главной заповедью: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». На вопрос о том, кто такой ближний, Христос привёл в пример притчу о том, как на человека, шедшего из Иерусалима, напали разбойники. Окровавленный, он лежал на дороге и никто не помог ему, включая священника, который шёл на службу. Помог ему только милосердный самарянин. Стоит отметить, что самаряне враждовали с жителями Иерусалима.

 

Размышлениям о том, почему у людей возникает вопрос о том, что делать для наследования вечной жизни, о том, любим ли мы своих ближних, отец Владимир и посвятил свою проповедь:

 

«Вопрос «Что мне сделать, чтобы достичь жизни вечной?» — это вопрос сердца каждого из нас. Но почему возникает этот вопрос? Мы ведь много знаем, много читаем и заповедь о любви нам точно всем известна. Но мы начинаем разделять: этого люблю, этого не люблю. И Господь на данном Евангельском примере показал наше отношение к ближнему. Кто есть ближний мой? Шёл человек из Иерусалима в Иерихон и побили его так, что он был весь окровавленный и лежал на дороге. Мимо шёл священник на литургию. Мы приносим бескровную жертву, и если священник, например, порезал палец, он не имеет права служить литургию. А тут человек, лежащий весь в крови. Священник прошёл мимо него. Также поступил и левит. Так Господь на примере традиции проиллюстрировал наше отношение не только к ближнему, но и к Богу, потому что сначала возлюби Господа Бога всем сердцем, а затем ближнего, как самого себя.

 

Однажды одна осетинка сказала мне: «Спасёмся же только мы, православные христиане». Я же ей напомнил, как в конце 80-х годов под Ашой был взрыв газовой трубы и загорелись два состава поезда «Новосибирск-Адлер» и «Адлер-Новосибирск». Там сгорели сотни детей. Среди спасателей был мусульманин, который сам настолько пострадал от ожогов, что после умер.

 

Ещё один яркий пример из моей практики. Когда я служил в Троицком соборе, мы отпевали младенца. Затем ко мне подошла женщина и говорит: «Отпевают ребёнка, которого мой ребёнок спасал, будучи не крещённым, и он его утянул в прорубь». Обоим было по пять лет. Рассказывала мне, каким он был правильным, как всегда переживал за ребятишек, бегающих по льду. И вот видимо эта Божья душа побежала спасать своего сверстника, но тот его утянул. При этом этот мальчик, Алёша, который спасал другого, не был крещённым. Как быть с этой любовью? Многие ли из убиенных мучеников были крещены?

 

Нам не хватает любви, потому что даже в той любви, которую мы распространяем на ближних, мы преимущественно любим больше себя. Возьмите взаимоотношения детей и родителей. Маленький мальчик или девочка только начинают познавать этот мир, им уже нужно утверждаться в этом мире и они начинают проявлять характер. Начинают говорить папе или маме «нет», начинают капризничать, как мы привыкли это называть. Как мы поступаем в этот момент? Минуту назад ещё мы любили его, приближали к сердцу, ласкали его и вдруг он начинает показывать нам зубы. Так ли мы любим его, как до этого? Или всё-таки нам хочется, чтобы он поступил так, как мы хотим, нам хочется настоять на своём и в конечном итоге мы ломаем ребёнка. В результате он превращается  в такого же, как мы с вами.

 

Мы, вроде бы, по виду любвеобильны, мы знаем эту заповедь, о которой сегодня искушая Христа говорил священник. Но мы постоянно забываем про самоотверженную любовь. Про какую любовь Христос говорит «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»? Друзья в данном случае это мы с вами, потому что все мы составляем единое тело. А мы начинаем разделять: этот наш, этот не наш, этот крещённый, этот не крещённый, а в конечном итоге мы любим лишь себя.

 

Мы созданы по образу Бога. И если Бог — любовь, ведь так мы его называем, то и мы должны быть этой любовью. Церковь нас именно этому учит, несмотря на то, что здесь мы иногда слышим о каких-либо запретах. Например, что во время поста нельзя вступать в супружеские отношения. Вчера ещё супруги были душа в душу, а сегодня она стала «православной», слыша только то, что Церковь говорит «нельзя».

 

В конечном итоге речь идёт о том, чтобы мы преобразились. Христос говорит: «Вы свет миру, так просветится свет ваш пред людьми, чтобы видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего Небесного». Не кого-нибудь, не нас с вами за добрые дела, а Отца, Живущего на Небесах. Представляете, какими мы должны быть. Пришли мы из храма, видит супруг нас светящимися, преобразившимися и ему тоже хочется идти сюда, потому что ему тоже хочется быть таким же. А как на самом деле происходит? Мы приходим из храма и говорим, что сейчас пост, этого нельзя, того нельзя, сюда не ходи. Это всё в итоге приводит к самоутверждению.

 

Наша задача помнить, что нашей заботливой матерью является Церковь, и она всё время нам предлагает пример самопожертвования. По-осетински самопожертвование означает «полнота духа». Когда мы в полноте духа, то мы уже любим не только себя. Мы уже умрём за ближнего и не важно, кто он в этот момент. Алёша не разбирался, был ли тот мальчик крещённый или не был, взял и побежал спасать его. 

 

Будем же внимательны к самим себе. Церковь нам подсказывает: «Миром Господу помолимся». Не каждый сам по себе, а все вместе, в Боге, и Он посреди нас. Если бы мы это прочувствовали, то подобного глупого вопроса «что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» не возникало бы. Мы бы эту жизнь вечную ощущали бы всегда, ежеминутно, ежесекундно в своём сердце».

 

Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора

(24)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *