Протоиерей Владимир Маничев о значении Преображения Господа для жизни христианина

В праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа ключарь Свято-Симеоновского кафедрального собора протоиерей Владимир Маничев в своей проповеди обратил внимание на то, чему научает событие, случившееся почти 2000 лет назад на горе Фавор, простого человека сегодня:

 

«Сегодняшний отрывок из Евангелия повествует нам о Преображении Господнем. Взял Господь Петра, Иакова и Иоанна, возвёл их на высокую гору помолиться и преобразился пред ними. Какое назидание из этого события мы можем вынести для себя?

 

Если мы обратимся к святоотеческим учениям, мы узнаем, что Господь взял на гору Своих ближайших учеников. Святитель Иоанн Златоуст называет их «три великих столпа». Они тремя великими добродетелями — верой, надеждой и любовью утвердили Церковь. Понятия веры, надежды и любви нам понятны. Но почему же именно эти три апостола олицетворяют их?

 

Когда Господь призвал апостола Петра, Он сказал: «Ты — камень и на сем камне создам Я Церковь Мою». На богослужении мы поём «на камени мя веры утвердив». Мы ассоциируем этот камень, т.е. Петра с верой.

 

Имя Иоанна переводится как «благодать Божия», а также его называют апостолом любви. Вот ещё одна добродетель, так необходимая нам.

 

Третий апостол — Иаков был братом Иоанна. Христос называл их Воанергес, т.е. «сыны грома». Иаков является прообразом надежды. Когда рождается надежда? Когда человек переживает нравственное потрясение. Тогда ему открывается какая-то истина, чего он не понимал и не принимал раньше. Ему открывается, что Царство Небесное внутри него, что мы теперь должны взойти на эту гору. Что такое гора Фавор? Это чертог чистоты света. Когда мы готовимся ко святому Причащению, в одном из канонов есть слова «яко да прием умнаго бисера, освящуся». Вот так бисер с бисером, одна мысль на другую — человеку открывается истина. Теперь, когда мы слышим слова «взял Господь Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на гору Фавор», мы понимаем, что необходимые свойства души для того, чтобы войти в чертог чистоты света, это вера, надежда и любовь.

 

Мы часто произносим имя Христа, ведь мы христиане, мы не можем обойти этого святого имени. Но под этим именем нужно тоже что-то разуметь, как под именами Пётр, Иаков и Иоанн. Христос Сам о Себе сказал: «Я есть путь, и истина, и жизнь», «Я есть свет». Этого света мы как раз и просим, но при этом мы с вами тоже свет. Об этом говорит Сам Христос: «Вы свет миру». Почему мы не чувствуем этого света? Почему не ощущаем полноты жизни? Нам не хочется прийти сюда и остаться здесь. Потому что мы не чувствуем той радости, той полноты, которую пережили апостолы на горе Фавор, что Пётр даже произнёс всем нам знакомые слова: «Хорошо нам здесь быть! Если хочешь, сделаем три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии».

 

Вспомним начало подвига общественного служения Христа, когда Христос в Духе был возведён в пустыню, 40 дней молился и постился. Явился Ему дьявол и возвёл Его на высокую гору, и показал Ему все царства мира в мгновение ока и сказал: «Это всё принадлежит мне и будет Твоим, если поклонишься мне». Дьявол призывал Христа к послушанию себе. Но на горе Фавор, из облака раздался голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, на Котором мое благоволение, Его слушайте».

 

Если мы разумеем под Христом свет души, если мы понимаем себя, как свет, если мы об этом свете, который сообщает нам полноту радости, заботимся, если он является для нас сокровищем, тогда никому другому, кроме этого Света мы не поклонимся. Этой радостью, этим светом мы должны делиться. Но сначала она должна быть свойственна нашему сердцу. Что для этого мы должны сделать? Вооружиться верой, надеждой, любовью, восходить на гору — в чертог чистоты и света, т.е. совершать над собой усилия, работать над собой. Тогда Царство Небесное не будет абстрактно где-то там, оно будет внутри нас. Мы не ощущаем его, потому что не любим. А что значит любить? Это значит делиться радостью с кем-то, а не оставлять только себе».

 

Пресс-служба Свято-Симеоновского кафедрального собора

(17)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *